Юный натуралист (краткосрочная)

Актуальность программы:

Вовлечь детей в процесс познания живой природы, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации экологического кружка, так как биологическое образование. Краткосрочная программа «Юный натуралист» направлена на устойчивого интереса к познанию мира живой природы.

 

Отличительные особенности программы: является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, колектив авторов предлагает широко использовать возможности электронного обучения и дистанцилнных образовательных технологий.

Также учитывался материал, накопленный во время работы на Станции юных натуралистов, в ходе которой была подмечена такая черта характера детей, как любознательность. Детям всё интересно, они хотят получить ответы на свои вопросы, поэтому ещё одной отличительной особенностью программы является удовлетворение познавательного интереса детей и возможности дать ответы на многие, интересующие их вопросы.

Педагоги

Абанина М.Ю., Гриненко М.М., Глухова А.В., Калимуллова И.Н., Иванова Л.В.

Содержание программы

Дети 6-11 лет общительны, раскованны, доброжелательны, эмоциональны, подвижны; проявляется быстрая смена настроения, фантазёрство, их любознательность выходит за рамки предметов, непосредственно окружающих их. Потребность в познании побуждает ребенка самого открывать для себя свойства предметов, их зависимости и отношения, однако педагогу надо знать специфику мыслительной деятельности дошкольника. Малыш учится новому «не глазами и ушами, а руками». Психологическая основа этого явления – наглядно-действенное мышление, когда поставленная задача решается с участием практических действий. Для формирования основополагающих видов мышления в процессе обучения важно организовать ориентировочно-исследовательскую деятельность, в процессе которого дети устанавливают существенные связи предметов, а также разнообразную продуктивную природоведческую деятельность (труд в природе и др.), способствующую формированию умения предвидеть результат деятельности, планировать её, выбирать средства для достижения цели. К 6-7 годам у детей достаточно развита речь, она становится средством общения со взрослыми и сверстниками и положительно влияет на развитие мышления, памяти, воображения, восприятия.

В развитии ребенка 9-10 лет достаточно высокий уровень внимания, усидчивости, связанных с произвольностью психологических процессов. Дети могут достаточно долго заниматься одной деятельностью. Вместе с тем сильна зависимость эмоциональных проявлений от интереса ребенка, его настроения. При длительной, малоинтересной и не эмоциональной деятельности внимание гаснет, ослабляется память.

Педагог должен в работе с младшими школьниками комбинировать занятия, вносить элементы игры, «ручной» деятельности (моделирование, рисование и др.), как можно больше проводить экскурсий, целевых прогулок, наблюдений в природе. Структура занятия должна состоять из нескольких частей, объединенных одной темой, но различных по характеру. Например, в первой части занятия проводится беседа с целью формирования у детей новых природоохранных и нравственных понятий, воспитания соответствующих чувств, а во вторую часть занятия вносится элемент занимательности с целью повышения активности детей. Это могут быть разные конкурсы, викторины, загадки, кроссворды, рисование по теме...

Цели программы

Цель – удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в познании окружающего мира.

Результат программы

Предметные результаты

- расширит представления о природе

- будет сформирована элементарнаяй система экологических знаний и воспитано на этой основе экологическое сознание – понимание неразрывной связи жизни человека с природой;

- будет иметь представление о элементарных экологических знаниях

- будет иметь представление о понимании неразрывной связи жизни человека с природой

Личностные результаты

- будет воспитано стремление быть в гармонии с окружающей природой;

- будет развита эстетическое восприятие и отношения к природе и социальной среде;

- будет развиваться эмоциональная сфера ребенка на основе общения с природой и социальной средой;

- будут сформирована устойчивая потребность развивать творческие способности

- будут воспитаны гуманные чувства – сочувствия, сопереживания, добра, справедливости, необходимости быть в ответе за всё живое

- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;

Метапредметными результатами

- будет сформирована устойчивая потребность познании нового учебного материала.

Особые условия проведения

Информационные ресурсы:

Видеофильмы по темам программы

Методические ресурсы:

программно-методические (дидактический, наглядный и демонстрационный материал, карточки с заданиями, методическая иллюстрации, фотоматериал, вопросы к викторинам).

Кадровое обеспечение: Педагог образования, реализующий программу.

Материально-техническая база

Материально-технические условия:

учебного кабинета для теоретических занятий и практических работ;

технические средства обучения Компьютер/ноутбук с доступом сеть интернет.