Занимательная биология

Сформировать учащихся систему представлений о мире живых организмов, как родной страны, так и планеты в целом; развить познавательный интерес и любовь к животным и растениям; сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и живыми организмами, о мерах по сохранению животного и растительного мира

Педагоги

Иванов Николай Николаевич

учитель биологии первой квалификационной категории

Содержание программы

Содержание учебного плана программы обучения

Вводное занятие

Тема 1.Клетка и организм(4 часа)

Теория: Мир животных и растений как единое целое. Микроскопическое строение животных и растительной клетки. Группы клеток. Тайны природы, открытие при помощи микроскопа.

Практика: знакомство членов группы (игры на знакомство, на общение). Инструктаж по технике безопасности на учебных занятиях в помещении, во время экскурсий в природу. Рассказ, беседа, отгадывание кроссворда, рисование в микрогруппах на тему "Как я представляю клетку«.

 

Тема 2.От одноклеточного организма до человека(4 часа)

Теория: Возникновение жизни из неживого. Переход от простых форм к более сложным. Амебы, инфузории, полипы. Родословная человека и животных. Земная кора- грандиознейший музей, великая летопись живой природы.

Практика: рассказ-беседа, дидактические игры, ролевая игра на местности с элементами исследования

 

Тема3. Невидимый мир (6 часов)

Теория: Разнообразие водных простейших. Растения – невидимки. Польза и вред микроскопических водорослей. Грибки- паразиты. Разнообразие бактерий. Значение невидимого мира.

Практика: рассказ-беседа, дидактические игры, ролевая игра на местности с элементами исследования

 

Тема 4. Чудеса живой природы (4 часа)

Теория: Самоисцеление или регенерация. Регенерация как степень развития организма. Самокалечение или аутотомия. Прививка или «сборное растение». Садовод И.В.Мичурин. Трансплантация тканей и органов.

Практика: рассказ-беседа, дидактические игры,

 

Тема5. Животные "Светлячки"(4 часа)

Теория: Поверхность моря, микроскопические ночосветки. Погружение в море – медузы, светящиеся рыбы. Морское дно – светящиеся черви и моллюски. Светящиеся животные – обитатели суши. Микроскопические организмы, излучающие свет.

Практика: рассказ-беседа, дидактические игры,

 

Тема 6.Удивительные постройки животных, птиц и насекомых (6 часов)

Теория: Строительное искусство водных животных. Строительный инстинкт птиц. Замечательные постройки насекомых. Два миллиона разных жизней. Замечательные постройки термитов. Значение построек.

Практика: рассказ. Творческая работа – конструирование.

 

Тема 7. Чадолюбивые отцы (4часа)

Теория: Интереснейшие явления живой природы. Самец колюшки – задорное создание. Костяной крючок самца рыб куртус. Роль самца жабы – повитухи.

Практика: рассказ, беседа, просмотр видеофильма.

Модуль 2

Тема8.Цветы и насекомые(6часов)

Теория: Цветы и насекомые – два мира. Замечательные постройки насекомых. Роль в природе и жизни человека.

Практика: рассказ, беседа, просмотр видеофильма.

 

Тема 9. Растения – хищники (4 часа)

Теория: Странные растения. Роль ловчих снарядов насекомоядных растений.

Практика: рассказ, беседа, просмотр видеофильма.

 

Тема 10. Потомки вымерших деревьев(4 часа)

Теория: Плаун – вымирающий потомок древнейших на земле деревьев Хвощи – накопители кремнезема

Практика: рассказ, беседа.

Форма контроля: опрос, практическая работа, педагогическое наблюдение, анализ выполнения творческой работы, дидактические игры, викторина

 

Тема11. Формы и краски в мире животных(4 часа)

Теория: Разнообразие организмов, особенности их строения и окраски. Мимикрия. Покровительственная окраска и защитная форма.

Практика: рассказ, беседа.

 

Тема12. Соратники человека(4часа)

Теория: Разнообразие насекомых – помощников человека. Места обитания, жизненные циклы.

Практика: рассказ, беседа.

 

Тема13.Шелковичные гусеницы(3часа)

Теория: Жизненный цикл тутового шелкопряда. Болезни тутового шелкопряда. Дубовый шелкопряд.

Практика: рассказ, беседа.

Тема 14. Друзья и враги человека в сельском хозяйстве(4часа)

Теория: Майский жук- жестокий бич деревьев. Разнообразие насекомых вредителей сельского хозяйства. Методы борьбы с ними. Пернатые друзья человека. Непризнанные друзья (кроты, ежи, землеройки).

Практика: рассказ, беседа.

Тема15. Борьба и взаимопомощь в природе(3 часа)

Теория: Защитные приспособления растений. Защитные приспособления животных. Симбиоз растений и животных. Взаимопомощь как надежное орудие за существование.

Практика: рассказ, беседа.

Тема 16. Регуляторы жизни(2 часа)

Теория: Роль желез внутренней секреции. Роль щитовидной железы в жизни человека и животных. Особые гормоны.

Практика: рассказ, беседа.

Тема 17. Размножение животных и растений (2часа).

Теория: Единство живой природы. Размножение у растений. Размножение у простейших. Размножение у животных.

Практика: рассказ, беседа.

Тема 18.Итоговое занятие(3часа)

Теория: Полученные знания – в жизнь. Парад знаний

Цели программы

Формирование у учащихся интереса к изучению живых организмов

Результат программы

Результаты изучения курса направлены на реализацию деятельностного и личностно-ориентированного подходов; овладение обучающимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, быть востребованными в повседневной жизни.

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

- Работать с дополнительной литературой, электронными носителями;

- Самостоятельно готовить доклады и сообщения;

- Работать с определителем животных и растений;

- Готовить презентации;

Подводить итоги и делать выводы.