«По просторам родного края»

Ребёнок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где живёт. Дом – детский сад – двор – школа – границы мира постепенно расширяются, а маленький человек начинает задавать всё больше вопросов.
Родной край, малая родина, то место, где появился на свет, сделал первые шаги, сказал первые слова, увидел солнце, небо, землю, первую травинку, цветок, дерево, животное. Это понятие связывает человека с местом и людьми, близкими ему с рождения. Термин «краеведение», возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения край как ближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать, изучить.
На самом деле, краеведение просто необходимо в образовании подрастающего поколения для того, чтобы ребенок понимал свою связь с окружающим его миром, эффективно взаимодействовал с ним. Благодаря этому направлению ребёнок осознаёт значимость наследия родного края в своей жизни, в жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит ребёнка интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего его мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения.
Краеведение очень много даёт также для морального, нравственного становления личности. Когда ребенок понимает, что его родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, он, безусловно, ощущает гордость, как за свою землю, так и за себя; у ребенка поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Изучение краеведения, особенно в младшем школьном возрасте, воспитывает в ребенке гордость за свою страну и за свой край, стремление быть лучшим, патриотизм. Познание окружающего мира как части Родины соответствует принципу «от частного к общему». Местный материал доступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории. Развивающий потенциал краеведения очень велик.

Педагоги

1 класс – Белова Е.А., Сафонова Т.В., Касалинская Е.Н., Потуга А.С., Спиридонова Е.А., Усалёва Е.М., Еремеева Л.В., Галацкова М.П., Старостина Н.Н.
2 класс – Сокол Л.А., Шумайлова Е.С., Болтунова Н.Н., Данченко М.Н., Каравашкина К.С., Ларина Н.М., Нефёдова Н.Ю.
3 класс – Милякина Ю.В., Масленникова Н.А., Куликова В.Д., Сайгушева О.А., Мордвинова Н.А., Мишутина Н.А.
4 класс – Анисимова Е.А., Коваленко Н.В., Антонова Ю.В., Лакаева С.В., Бунтова Р.И.

Содержание программы

Тема 1. Красная книга Ульяновской области.
Теория: Красная книга Ульяновской области.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 2. Ландыш.
Теория: целебные свойства растения.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 3. Цикорий.
Теория: целебные свойства растения.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 4. Жимолость
Теория: целебные свойства растения.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 5. Венерин башмачок.
Теория: Красная книга Ульяновской области.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 6. Пион тонколистный.
Теория: Красная книга Ульяновской области, Радищевский район.
Практика: работа с иллюстрациями, с картой Ульяновской области.
Тема 7. Росянка.
Теория: Красная книга Ульяновской области.
Практика: работа с иллюстрациями и статьями.
Тема 8. Кувшинка.
Теория: Красная книга Ульяновской области.
Практика: чтение и обсуждение статьи, фотографий, работа с картой Ульяновской области.
Тема 9. Аист чёрный.
Теория: среда обитания.
Практика: обсуждение статей, фотографий.
Тема 10. Ондатра.
Теория: среда обитания.
Практика: обсуждение статей, фотографий.
Тема 11. Паук-крестовик.
Теория: среда обитания.
Практика: сбор и обсуждение фотографий.
Тема 12. Мышь-малютка.
Теория: среда обитания.
Практика: подготовка сообщений.
Тема 13. Цапля.
Теория: среда обитания.
Практика: работа с картой Ульяновской области, чтение и обсуждение статей.
Тема 14. Шершень.
Теория: среда обитания.
Практика: подборка фотографий.
Тема 15. Ящерица.
Теория: среда обитания.
Практика: подготовка сообщения.
Тема 16. Иволга.
Теория: среда обитания.
Практика: подготовка сообщений, фотографий.
Испытай себя.
Практика: выполнение практических тестовых заданий.

Цели программы

Познакомить с растениями и животными (в том числе и редкими, исчезающими) Ульяновской области, особенностями их проживания, практической значимостью.

Результат программы

В результате освоения программы дети имеют возможность:
познакомиться с историей области, наиболее знаковыми событиями, культурой, природой, интересными людьми, традициями;
научиться передавать свои знания;
выработать привычку бережного отношения к природе и культуре своего края, к людям старшего возраста;
стать достойными продолжателями истории своего края.

Обучающиеся должны знать и уметь после окончания программы:
знаковые исторические события и памятные места города Ульяновска,
имена и биографии знаменитых людей области,
уметь работать с краеведческой литературой и другими краеведческими источниками,
подготовить исследовательскую работу,
иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, о публичном выступлении;
уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;