Краеведение. Лайт. (краткосрочная)

Направленность программы – туристско-краеведческая. Краеведение – важная отрасль знаний. Изучение этой отрасли знаний обеспечивает региональный компонент в историческом и литературном образовании детей. Краеведение является разделом культурно-просветительной работы. Предлагаемая программа предусматривает дополнительную образовательную деятельность с детьми вне школьных занятий по изучению исторического прошлого и литературного наследия родного края.

Дополнительная образовательная программа кружка «Краеведение. Лайт» направлена на обучение членов кружка искусству ведения экскурсий в музее и изучение исторического прошлого города, района, области, региона в целом, на изучения биографий писателей и поэтов земляков, их произведений, написанных в нашем крае или посвящённых ему.

Содержание программы

Наименование раздела модуля


130 лет самоуправлению в Мелекессе-Димитровграде.

Основы экскурсоведения.

"Города Петра Великого" из цикла «Путь Петра I» в рамках международной программы фонда им. Д. С. Лихачёва, города: Сергиевск, Болгары, Симбирск, Казань, национальный парк "Самарская Лука«.

Признаки экскурсии.

Мелекесс в начале XX века – время революций и социальных перемен.

Показ в экскурсиях.

Из истории Мелекесского и Димитровградского театра драмы имени А.Н. Островского.

Рассказ в экскурсиях.

Н.В. Шелгунов – мелекесский период жизни в середине XIX века русского писателя, лесовода, учёного, революционера-демократа.

Сочетание рассказа и показа в экскурсии.

Русский, советский писатель начала XX века Артём Весёлый, его роман «Россия кровью умытая», глава, посвященная Мелекессу 1919 года "Клюквин городок".

Экскурсия, как взаимодействие 3 компонентов: экскурсовода, объектов, экскурсантов.

А.Н. Толстой в селах Бригадировке, Архангельском, в Симбирске в начале XX века. Произведения А.Н. Толстого, посвящённые Симбирскому Заволжью.

Методические приёмы проведения экскурсии в музее.

Село Никольское-на-Черемшане: история основания, формирование в селе центра дворянской усадебной культуры конца XVIII – начала XIX века. Русские писатели и село Никольское-на-Черемшане: С.Т. Аксаков, Д.В. Григорович, В.А. Соллогуб.

Техника ведения экскурсии в музее.

История села Мулловка. Писатель краевед М. Сударев и его книга "Страницы истории".

Логические перехо-ды в экскурсии.

История иконы "Казанской Божьей матери".

Организация школьного музея.

История иконы "Владимирской Божьей матери".

Сбор экспонатов для музея и их хранение.

Храмы Мелекесса в XIX веке: православные и мусульманский.

Фонды школьных музеев.


Цели программы

1. Изучение исторического и литературного наследия родного края с помощью музейных выставок и экспозиций. Обучение школьников методике проведения экскурсий в музеях, оформлению выставок.

2. Обучение школьников практическим навыкам ведения экскурсий в помещении: в музее, на выставке, на экспозиции.

Результат программы

Планируемые результаты обучения по программе

Личностные:

1. Содействие для формирования когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально;

2. Осознание своей идентичности как гражданина демократического государства;

3. Познавательная, творческая, общественная активность;

4. Умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;

5. Личная и взаимная ответственность.

6. Готовность действия в нестандартных ситуациях.

Метапредметные:

1.Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

2.Проявление инициативы действия в сотрудничестве;

3.Самостоятельное оценивание правильности выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации;

4.Умение анализировать и синтезировать необходимую информацию;

5.Самостоятельное адекватное оценивание правильности выполнения действия при работе над проектом, исследованием;

6.Использование дополнительных источников информации;

7.Использование различных справочных изданий с целью поиска и извлечения познавательной информации;

8.Установлене причинно-следственных связей;

9.Построение рассуждений в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах;

10.Установление аналогии.

11.Самостоятельный подбор литературы по теме;

12.Понимание различных позиций других людей, отличных от собственных;

13.Ориентирование на позицию партнера в общении;

14.Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

15.Формированиие навыков коллективной и организаторской деятельности;

16.Умение аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные:

1.Умение готовить сообщения с использованием различных источников информации: книг, прессы, радио, телевидения, устных сообщений и др.;

2. Умение применять точную и понятную инструкцию при решении учебных задач и в повседневной жизни;

3. Умение придерживаться этических правил и норм, применяемых при работе с информацией, применять правила безопасного поведения при работе с компьютерами.

Особые условия проведения

Адресат программы:

Дети 10-11 лет.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

Рабочее место учащегося и педагога должно быть оборудовано компьютером и компьютерной периферией: веб-камерой, микрофоном, аудиоколонками и (или) наушниками, сканером, принтером.

На компьютерах должно быть установлено программное обеспечение необходимое для осуществления обучения:

– общего назначения (антивирус, архиватор, «офисный» пакет, графический, видео-, звуковой редактор);

– учебного назначения (в соответствии с изучаемыми курсами).

Должен быть обеспечен доступ учащихся и педагога к ресурсам системы дистанционного обучения через сеть Интернет на скорости не ниже 512 Кбит/с. Для образовательной организации, на базе которой осуществляется обучение, должен быть обеспечен порт доступа в сеть Интернет со скоростью не ниже 10 Мбит/с.