«В мире математики» (краткосрочная)

Актуальность программы определена тем, что обучающиеся должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с учащимися, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

 


Новизна рабочей программы состоит в органическом единстве мыслительной и конструкторско-практической деятельности детей во всем многообразии их взаимного влияния и взаимодействия (мыслительная деятельность и теоретические математические знания создают базу для овладения курсом, а специально организованная конструкторско-практическая учебная деятельность создает условия не только для формирования элементов технического мышления и конструкторских навыков, но и для развития пространственного воображения и логического мышления, способствует актуализации и углублению математических знаний при их использовании в новых условиях).

Педагоги

Иванова Анастасия Леонидовна

Содержание программы

Раздел. Из истории математики.

1.Великие математики.

Теория. Как возникло слово «математика». Счет у первобытных людей.

2.Решение старинных задач.

Теория. Старинные задачи на дроби.

Практика. Задачи на совместную работу. Решение олимпиадных задач. Четность. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делимость и остатки. Магические фигуры. Латинские квадраты. Математические ребусы, шарады, метаграммы, логогрифы.

3.Ребусы и шарады.

Практика. Математические ребусы, шарады, метаграммы, логогрифы.

4.Задачи на движение.

Практика. Задачи на встречное движение. Задачи на движение в одном направлении. Задачи на движение в противоположных направлениях. Задачи на движение по реке.

2 раздел. Геометрические задачи.

5.Задачи на разрезания, задачи со спичками.

Теория. Идеи и методы решения нестандартных задач.

Практика. Задачи на разрезание на клетчатой бумаге. Разрезание квадрата, состоящего из 16 клеток, на две равные части. Разрезание прямоугольника 3×4 на две равные части. Разрезание различных фигур, изображенных на клетчатой бумаге, на две равные части. Арифметические задачи со спичками. Геометрические задачи со спичками.

 


6.Правильные многогранники.

Практика. Наглядные представления о пространственных телах. Изготовление правильных многогранников.

3 раздел. Развивающие задачи. 8 часов. (теория- 2 ч., практика – 6 ч.)

7. Проценты в окружающем мире.

Теория. Исторические сведения.

Практика. Решение задач на проценты трех видов. Старинные задачи.

8. Логические задачи.

Практика. Решение логических задач типа : «двое и разные», «так же как», " меньше малого«, «первая одинаковая», «дочь, дядя», «старше, моложе», "задачи с неполным условием".

9.Комбинаторика.

Теория. Случайные события и операции над ними. Комбинаторика.

Практика. Размещения, перестановки. Сочетания без повторений и с повторениями. Вероятность события. Операции над вероятностью. Вероятность и статистика.

10. Игра "Соревнование по математике"

Практика. Восстановление чисел. Ребусы. Логические и традиционные головоломки. Задачи-шутки; задачи-загадки; "да-нетки".

11."Газета любознательных"

Практика. Выставка проектов.

 

Цели программы

Цели изучения курса "В мире математики":

Создание условия для развития интереса учащихся к математике;

Формирование способности выполнять операции с геометрическим материалом – выработка интуиции, развитие геометрических представлений и творческих способностей;

Реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений и навыков поиска, анализа, сравнения и использования знаний);

Расширение кругозора школьников;

Развитие логического, алгоритмического и творческого мышления;

Формирование действия моделирования;

Формирование вероятностного мышления;

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное "открытие".

 

 

 

 


Задачи курса:

личностные:

уважать мнение обучающихся, конструктивно вести диалог в ходе работы;

осознанно стремиться к совершенствованию своих способностей, расширению знаний.

понимать значение математических знаний в жизни человека и уметь решать практические задачи с использованием математических знаний

метапредметные:

уметь решать творческие задачи в ходе группового взаимодействия и исследовательской деятельности;

умение конструктивно вести дискуссию, диалог, спор;

умение оценивать свою деятельность, осуществлять перенос решения из теоретического в практический уровень.

находить несколько способов решения учебной задачи, выбирать наиболее рациональный;

уметь осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников.

образовательные:

знать и применять различные способы решения геометрических задач;

иметь представление о комбинаторных задачах, применять правило произведения, находить число размещений,перестановок и сочетаний;

знать основные приемы и методы решения задач;

уметь решать три основные задачи на проценты;

уметь решать логические задачи;

 

Результат программы

4. Планируемые результаты

Ожидаемые результаты освоения программы

Предметные:

иметь представление о комбинаторных задачах, применять правило произведения, находить число размещений,перестановок и сочетаний;

знать и применять различные способы решения геометрических задач;

знать основные приемы и методы решения задач;

уметь решать три основные задачи на проценты;

Метапредметные:

уметь решать задачи, основываясь на творческом подходе и групповом взаимодействии;

уметь выбирать оптимальное творческое решение из нескольких возможных;уметь обобщать, делать выводы в ходе групповой работы;

уметь вести предметный диалог.

умение оценивать свою деятельность, осуществлять перенос решения из теоретического в практический уровень

Личностные:

уважать мнение обучающихся, конструктивно вести диалог в ходе работы;

осознанно стремиться к совершенствованию своих способностей, расширению знаний.

осознавать роль математики и прикладных наук в жизни людей, общества.

Материально-техническая база

 


Раздел
Формы
Приемы и методы
Дидакти-
Техническое
Формы
или
занятии
организации
ческий
оснащение
подведения
тема


образовательной
материал
занятия
итогов
программы


деятельности

 

 

 

 


(в рамках занятия)

 

 


Из истории математики.
Лекция, решение практических задач.
иллюстрация в виде презентации, коллективная и индивидуальная работа
Презентация, интернет ресурсы.
компьютер
Доклад
Геометрические задачи
Лекция, решение практических задач.
иллюстрация в виде презентации, коллективная и индивидуальная работа
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ М.: Просвещение, 2012

 

компьютер
Макет
Развивающие задачи
Лекция, решение практических задач.
коллективная и индивидуальная работа
Глейзер Г.И. История математики в школе: книга для чтения учащихся 5-6 классов. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1997

Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 2011.

Шарыгин О.С. Математика. Задачи на смекалку 5-6 классы. – М.: Просвещение, 2012

 

 


компьютер
Творческое задание