«Картонные мечты»

Новизна программы состоит в том, что учащимся предлагается незнакомый и неожиданный материал – упаковочный картон для его вторичного использования в технике «картонаж». Содержание Программы не предполагает каких-либо специальных практических навыков работы у детей.

Актуальность

– «Картонаж» – оригинальный, занимательный и захватывающий вид творчества. Учащиеся получают возможность самостоятельно открыть для себя свойства, структуру и красоту картона. Система работы построена по принципу «от простого – к сложному». Программа помогает учащимся развить необходимые качества: уверенность в своих силах, креативный подход к решению жизненных задач, неординарный взгляд на привычные вещи, логическую завершенность, нестандартное мышление. Все это поможет учащимся в дальнейшем легко адаптироваться в социуме. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.

Педагогическая целесообразность

Программа рассчитана на учащихся 7 – 10 лет, имеющих различный уровень интеллектуальных, художественных и творческих способностей.

Краткая характеристика индивидуально-возрастных особенностей детей

В младшем школьном возрасте у детей появляется стремление выделиться, обратить на себя внимание. Девочки стараются красиво выглядеть, дарить подарки «не так как у всех». Стремление выглядеть и поступать неординарно вызывает у детей желание изготовления собственных изделий. Это вызывает у окружающих чувство восхищения, а у самого ребенка чувство гордости и самовыражения. У детей формируется волевое поведение, целеустремленность, поэтому занятия в кружке дают детям возможность доводить дело до конца, добиваться поставленной цели. В возрасте 7-10 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.

Ведущая идея данной программы – создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализация в летний период; социальная адаптация детей, выявление предпочтительных видов деятельности в дополнительном образовании.

Адресат – учащиеся в возрасте от 7 до 10 лет.

Объем программы: всего 18 часов:

Формы занятий: практические, теоретическое.

Особенности организации образовательного процесса:

Занятия проводятся дистанционно.

Количественный состав группы от 1 до 13 человек.

Продолжительность занятия: 1 академических час, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения, остальное время отводится на индивидуальные консультации с учащимися

Педагоги

Былинина Тамара Александровна

Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу

 Тема 1. Вводное занятие. Стартовая диагностика.

Теория: Знакомство с детьми. Обзор программы. Инструктаж по ТБ. Знакомство детей с содержанием программы. Техника безопасности работы с инструментами, правилами поведения на занятиях. Требования к поведению учащихся во время занятия.Соблюдение порядка на рабочем месте. Знакомство с детьми, их интересами.

Практика: Игры на знакомство («Давай-ка познакомимся», «Назови себя, назови меня», «Телефон доверия», "Интервью").

 Тема 2. Виды бумаги и картона, их применение.

Теория: История создания бумаги и ее обработки. Исследование видов бумаги и исследование свойств бумаги, сравнение свойств бумаги и картона. Обсуждение необходимых инструментов для создания изделий.

Практика: Заочное путешествие на бумажную фабрику (с использованием мультимедийных продуктов). Демонстрация видов бумаги (цветная бумага, бумага для принтера, гофрированная бумага) и картона (цветной картон, гофрированный, бархатный, упаковочный). Показ презентации. Обсуждение.

 Раздел 2. Эко-дизайн

 Тема 3. Изготовление птички.

Теория: Показ вариантов изделия. Демонстрация приемов выполнения.

Практика: Выбор изображения. Вырезывание силуэтов. Оформление изделия.

 Тема 4. Изготовление открытки.

Теория: Показ вариантов изделия. Расположение основных элементов и частей в определенной системе. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания открытки. Использование приемов: скручивание, складывание, сгибание, разрезание, приклеивание, обрывание, склеивание. Творческая работа.

 Тема 5. Изготовление лошадки-качалки.

Теория: Показ вариантов изделия.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания сувенира. Творческая работа.

 Тема 6. Изготовление эко-сумки.

Теория: Показ вариантов изделия. Демонстрация приемов выполнения.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания сувенира. Творческая работа.

 Тема 7. Изготовление топиария.

Теория: Показ вариантов изделия.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания сувенира. Творческая работа.

 Тема 8. Изготовление бонбоньерки.

Теория: Показ вариантов изделия. Демонстрация приемов выполнения.

Практика: Изготовление необходимых элементов для создания сувенира. Творческая работа

 Тема 9. Итоговое занятие.

Цели программы

Содействие развитию деятельностной компетенции через погружение в практическую работу и углубленное изучение декоративно-прикладной техники "картонаж".

Результат программы

Учащиеся должны

знать:

- правила техники безопасности на занятиях;

- основы организации рабочего места;

- основные инструменты и оборудование;

уметь:

- самостоятельно планировать творческие замыслы;

- владеть инструментами и приспособлениями для работы;

- самостоятельно изготавливать простые изделия в технике "картонаж".

- понимание особой роли творчества в жизни человека;

- сформированность творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

- сформированность эстетических потребностей – потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

- сформированность навыков:

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу других учащихся с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;

- сформированность самодисциплины, ответственности, прилежания, организации рабочего места.

 - владения умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- умения рационально строить самостоятельную творческую деятельность;

– умения организовать место занятий;

– осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

 

 

Особые условия проведения

- Материально-техническое обеспечение программы: удобное помещение для проведения занятий, подбор мебели по росту ребенка, освещенность по санитарным нормам, технические средства обучения (интерактивная доска, компьютер, мультимедийная установка).

– Методическое обеспечение программы: методические пособия по различным тематикам, дидактические материалы, технологические карты, картины, иллюстрации, рисунки детей, конспекты занятий, периодическая литература, детская литература, энциклопедии.

- Информационное обеспечение (интернет – ресурсы).

- Материалы и инструменты: стеки, ножницы, чесноковыжималки, сито, фартуки, салфетки для рук, нарукавники, соль, гуашь, кисточки, клеёнки, природный и бросовый материал, бумага, краски акварельные, лак, клей, мешковина, проволока, фольга, картон, флок, гипс, рамки для картин, поролон, бисер.

 

Материально-техническая база

- оборудование и инвентарь, необходимые для проведения занятий (упаковочный картон, канцелярские товары, материалы для творчества, т.д.);

- цифровые образовательные ресурсы;

– технические средства обучения (компьютер)