«Экологическая тропа» (для МОУ Ясашно – Ташлинской СОШ)

В программе «Экология» рассматривается сущность экологических процессов, поддерживающих биологическое разнообразие на планете и определяющих устойчивое сосуществование и развитие биосферы и человеческого общества, обеспечивающих сохранение жизни на Земле. Знание экологических закономерностей лежит в основе рационального природопользования и охраны природы. Знание экологических законов, их соблюдение и умелое использование необходимо для выживания человечества. Внимание обучающихся концентрируется на современных проблемах во взаимоотношениях человеческого общества и природы, путях их успешного разрешения и преодоления.

Обучение программе «Экология» опирается на полученные ранее знания по биологии, химии, географии, физике и осуществляется на основе обобщения экологических понятий, усвоения научных фактов, важнейших закономерностей, идей, теорий, обеспечивающих формирование природоохранного мышления.

Педагоги

Курганова Валерия Федоровна, учитель биологии - химии.

Расписание

 

Продолжительность занятия: 1 академический час, 2 раза в неделю, в которые входит 30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения, остальное время отводится на индивидуальные консультации с учащимися.

Содержание программы

Раздел 1.Общие закономерности. Введение. Экология как наука.

История развития экологии как науки. Основные тенденции развития современной экологии. Ее место в формировании общественного самосознания и экологического мышления.

Раздел 2. Организмы и их среды обитания. Средообразующая деятельность организмов.Общие закономерности влияния экологических факторов среды

Общие законы зависимости организмов от факторов среды. Среды жизни. Основные пути приспособления организмов к среде. Пути воздействия организмов на среду. Средообразующая деятельность организмов. Экологические факторы. Условия жизни Общие закономерности влияния экологических факторов среды на организм. Приспособительные формы организмов. Приспособительные ритмы жизни.Экологические ресурсы. Зависимость строения и образа жизни от среды обитания. Жизненные формы организмов. Ритмы жизни. Соответствие между организмами и средой обитания. Энергетический бюджет и тепловой баланс организма. Экологическая ниша.

Раздел 3. Экология популяций.Основные характеристики популяций. Популяция и её основные характеристики. Популяционное обилие и его показатели.Возрастная структура популяции.Динамика популяций.

Популяция и ее основные характеристики. Демографическая структура, численность и плотность популяции. Популяционное обилие и его показатели. Биотические связи в природе. Законы пищевых и конкурентных отношений.Популяция, численность и плотность популяции, возрастная структура популяции, ёмкость среды, саморегуляция численности, территориальное поведение животных, отрицательная обратная связь, динамика численности популяции (стабильная, изменчивая, взрывная), взрыв численности, регуляция численности. Рождаемость и смертность.

Раздел 4. Биотические взаимоотношения организмов. Типы экологических взаимодействий: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

Биологическое разнообразие как основное условие устойчивости популяции, биоценозов, экосистем. Биотические связи, прямые и косвенные связи, трофические отношения, конкуренция, мутуализм симбиоз, нейтрализм. Законы пищевых и конкурентных отношений. Паразитизм. Хищники, жертвы, циклическое колебание численности.

Раздел 5. Организация и функционирование сообществ. Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Структура сообщества. Круговорот веществ в экосистеме. Продуктивность сообщества. Сукцессия

Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера. Структура сообщества. Понятие об экосистеме. Экологические факторы. Закономерности воздействия факторов на организмы. Адаптация организма к экологическим факторам. Функциональная структура экосистемы. Трофическая структура экосистемы. Круговорот веществ в экосистеме. Экологическая пирамида. Отношения между организмами в экосистеме. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Сукцессии. Устойчивость и стабильность экосистем. Биоценоз и его устойчивость. Биосфера – глобальная экосистема.

Раздел 6. Влияние человека на окружающую среду. Современное состояние окружающей среды: воздуха, почвы, воды.

Основы учения о биосфере. Энергетика биосферы. Главные потоки энергии при эволюции биосферы (космический, планетарный, биологический и др.). Созидательное и разрушительное воздействие потоков энергии на эволюцию биосферы. Живое вещество, его свойства и функции. Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Почва – биокосная система. Загрязнение почвы. Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Загрязнение природных вод.

Раздел 7. Химическое загрязнение среды

Химическое загрязнение окружающей среды. Загрязнение почв. ТБО. Переработка и безотходные технологии. Вода – основа жизненных процессов. Загрязнение вод. Пути решения проблемы. Радиоактивность в биосфере. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Основы рационального управления природными ресурсами. Основы рационального управления природными ресурсами. Особо охраняемые территории. Международное сотрудничество в охране окружающей среды.

Раздел 8. Окружающая среда и здоровье населения.

Понятие "Здоровье человека".Здоровый образ жизни. Биоритмы. Суточные ритмы. Самочувствие человека. Погодные условия и их влияние на здоровье.

Цели программы

Обеспечить усвоение обучающимися знаний об экологической составляющей естественнонаучной картины мира, о важнейших экологических понятиях, законах, теориях.

Результат программы

Ожидаемый результат изучения курса экологии направлен на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов: овладение обучающимися УКП интеллектуальной и практической деятельностью; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и здоровья человека.

Особые условия проведения

В объединение зачисляются все, желающие обучающиеся, без предварительного отбора.

Материально-техническая база

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы входят:
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся ученых, модели, муляжи объектов, составляющих экологическую систему и др.)
• библиотечный фонд.

Библиотечный фонд состоит из энциклопедий, справочников, словарей, научной, научно-популярной и другой литературы по разным вопросам экологии, в том числе в рамках концепции устойчивого развития.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам и др.).

Стоимость

Форма обучения - бюджетная.