«Занимательный русский»

Данная программа создана для активизации работы с одарёнными детьми.

Она призвана способствовать их опе­режающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.

Выбор создания программы по курсу русского языка обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важ­нейшими из которых являются коммуникативно-речевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.

Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей. Их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов . С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует общеинтеллектуальному развитию ребёнка.

Программа модифицированная. Она создана на базе основного курса русского языка для начальной школы, в частности коммуникатив­но-ориентированного варианта программы автора Я.Я. Желтовской, по которой обучаются школьники в системе УМК «Планета знаний».

Педагоги

Звонова Р.А.

Содержание программы

Орфоэпия

Более расширенное ознакомление с произносительны­ми нормами: акцентологическими, произношением твёр­дых и мягких согласных перед е, произношением звукосо­четаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.

 

Практические упражнения.

Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле­видения.

Упражнения на использование рифмовок для запоми­нания нормы произнесения слова.

Упражнения на запись слов с произносительными по­метами, в «переводе» норм произношения в нормы право­писания.

 

Лексика

Слово и разнообразие его лексических значений. Мно­гозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.

Устойчивые выражения (словосочетания), их образ­ность, точность.

Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса рус­ского языка.

Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшитель- но-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (инто­нация).

 

Практические упражнения.

Лексические анализы учебных и художественных текстов. Лингвистический эксперимент в точном выборе (угады­вании) авторских слов-синонимов в предложении, тексте.

Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон­текста.

Упражнения на выбор различных конструкций, лекси­ки в соответствии с заданной речевой ситуацией.

Упражнения на редактирование, корректирование текстов.

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение программы.

 

Формы и  виды занятий с детьми:

Творческие эссе

Мини-сочинения

«Звуки весны»

«Мой четвероногий друг»

« Мой друг- книга».

 

Конкурсы знатоков

КВНы

Участие в олимпиаде по русскому языку

                                                                                                                                                                                

       Методической особенностью организации учащихся  по курсу «Занимательный русский » является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

 

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

 

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- викторина;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа;

- самостоятельная работа;

- турниры, олимпиады.

 

Для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу, их активности на протяжении всего занятия рекомендуется применение дидактической игры, как современного и признанного метода обучения и воспитания.

Использование современных образовательных технологий позволяет сочетать на занятиях все режимы работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.

Уровень сложности подобранных заданий таков, что к их рассмотрению можно привлечь значительное число учащихся, а не только наиболее сильных.

Цели программы

Цель программы - активизация развития детей че­рез изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обуче­нию, способствование повышению уровня овладения русским языком.

Результат программы

Планируемые  результаты освоения программы.

 

Личностные УУД:

- интерес к познанию русского языка;

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Метапредметными  результатами изучения программы являются формирование следующих универсальных учебных действий.

 

Регулятивные УУД:

Определять цель деятельности на занятии  с помощью учителя и самостоятельно.

Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, совместно с учителем учиться планировать учебную деятельность на занятии.

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (словари, простейшие приборы и инструменты).

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

 

Познавательные УУД:

 

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебниках, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

 

Коммуникативные УУД:

 

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

 

Предметными результатами изучения программы являются:

 

Первый уровень результатов:

- созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.

- формированию эффективной речевой деятельности;

-  получению первичных навыков исследовательской (те­оретической и

    проектной) деятельности;

- осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мо­тива к изучению

   разнообразия языковых средств.

 Второй уровень результатов:

- формированию ключевых компетентностей через изу­чение русского

   языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-

   деятельностной, прогностической, информационной и др.);

 - подготовке обучающихся к теоретическому мышле­нию,

   необходимому в основной школе;

Третий уровень результатов:

  - подготовке обучающихся к теоретическому мышле­нию,

     необходимому в основной школе.

 

      Система отслеживания и оценивания результатов.

 

Краткосрочная образовательная программа «Занимательный русский» для младших школьников представляет собой комплекс разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для ус­пешного развития учащихся с высоким уровнем готовнос­ти к школе.

Это обеспечивается посредством: деловой  игры, творческих игр и заданий, устного журнала, кроссвордов, игр, ребусов, защита рефератов, стихотворной мас­терской, проба пера (эссе), стихотворных пре­зентаций, шарад, метаграмм.

 

                           Формы подведения итогов

 

 Конкурсы, учебно-исследовательские конференции.

 

Особые условия проведения

Формы и  виды занятий с детьми:

Творческие эссе

Мини-сочинения

«Звуки весны»

«Мой четвероногий друг»

« Мой друг- книга».

 

Конкурсы знатоков

КВНы

Участие в олимпиаде по русскому языку

                                                                                                                                                                                

       Методической особенностью организации учащихся  по курсу «Занимательный русский » является новая современная образовательная технология. Эта технология представляет собой совокупность игрового, культурного, художественно-творческого пространства, в котором ребёнок обретает жизненный опыт, ценности, открывает истину, выстраивает собственные знания, формирует образ «Я» в культуре мира.

 

        Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий:

 

- эвристическая беседа;

- интеллектуальная игра;

- викторина;

- практикум по решению задач повышенной сложности;

- творческая работа;

- самостоятельная работа;

- турниры, олимпиады.

Материально-техническая база

ПК