Выбор профессии

Рабочая программа составлена на основе программы предпрофильной подготовки учащихся «В поисках своего призвания» Кудряшовой С.В.

Основной формой организации образовательного процесса является внеурочное занятие.

Технология обучения: дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающее обучение, ИКТ, проблемное обучение.

Данная программа предполагает тематический и итоговый виды контроля знаний. В качестве форм контроля предусматриваются устный или письменный опрос, а также практические работы и тестовые задания

Педагоги

Петрова Марина Петровна

Яковлева Анна Сергеевна

Содержание программы

Раздел I. Выбор профессионального пути – начало жизненного успеха (1 час).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения профориентации, истории по созданию бюро по подбору профессий в России и за рубежом, особенностям профессионального самопределения молодежи на современном этапе.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются практические работы в форме эссе.

Раздел II. Мир профессий и его многообразие (1 часа).

Данный раздел посвящен изучению следующих терминов: «профессия», «должность», «профессиограмма». Раздел включает в себя ознакомление с требованиями к индивидуальным особенностям специалистов, с требованиями к профессиональной подготовке, медицинскими противопоказаниями и т.д. Раздел посвящен изучению классификации профессий, а также предлогает практические занятия с использованием психологических тестов.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устный и письменый опросы.

Раздел III. Секреты выбора профессии (1 час).

Данный раздел нацелен на изучение мотивов, внешних и внутренних социальных факторов выбора профессии. Также раздел посвящен рассмотрению типичных ошибок при выборе будущей профессии.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел IV. На пути к самопознанию (3 часа).

Данный раздел направлен на изучение внутриличностных особенностей учащихся с помощью теоретического материала и практических работ в виде психологических тестов. Данный раздел включает изучение роли нервной системы и темперамента в профессиональной деятельности, а также роли эмоционально-волевых качеств личности, самооценки.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные и письменные опросы учащихся.

Раздел V. Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе (3 часа).

Раздел посвящен изучению собственных интересов учащихся с помощью методики «карта интересов», а также рассмотрению понятия «склонности». Раздел предполагает рассмотрение общих и специальных способностей, научение учащихся разбираться в своих способностях с помощью опросника профессиональных предпочтений. Данный раздел предусматривает отдельное рассмотрение таких тем, как интеллектуальные способности, способности к офисным видам деятельности, предпринимательству и социальной работе.

В качестве формы контроля по данному разделу предполагаются устные и письменные опросы учащихся, а также практические задания в форме психологических тестов.

Раздел VI. Профессиональная пригодность (1 час).

Раздел нацелен на анализ взаимосвязи здоровья и выбора профессии, а также на изучение понятий «профессионально важные качества» и «профессиональная пригодность». Раздел включает рассмотрение специфических профессионально важных качеств для разных типов профессий. Также рассматривается вопрос об ограничениях профессиональной пригодности при различных заболеваниях.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы.

Раздел VII. Современный рынок труда и его требования к профессионалу (1 час).

Раздел посвящен определению рынка труда, его особенностям и модели. Спрос и предложение на рынке труда. Также к рассмотрению предлагаются темы самопрезентации, грамотному составлению резюме, успешному прохождению интервью (правила поведения на собеседовании).

В качестве формы контроля по данному разделу предусматриваются устные опросы и практические задания в форме эссе.

Раздел VIII. Личный профессиональный план (1 час).

В разделе освящается вопрос о том, как составить профессиональный план по схеме Е.А. Климова, как получить хорошую работу и произвести приятное впечатление на работодателя. Также данный раздел включает итоговое занятие по профориентации.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся.

Цели программы

Цель : формирование у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным способностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику

Задачи:

· актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счет активизации их психологических ресурсов;

· обеспечить системой сведений о мире современных профессий;

· развить способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.

Результат программы

Личностные результаты освоения учебного предмета:

· соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;

· составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;

· использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

· анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;

· пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

 

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

· развить самостоятельность;

· оценить собственные возможности, способствует овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию;

· систематизировать, анализировать полученные данные;

· освоить способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства.

 

Предметные результаты осовения учебного предмета:

 

· значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана;

· правила выбора профессии;

· понятие о профессиях и о профессиональной деятельности;

· понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а так же психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии: понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;

· значение творческого потенциала человека, карьеры;

· о смысле и значении труда в жизни человека и общества;

· о современных формах и методах организации труда;

· о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений;

· о предпринимательстве;

· о рынке труда.

 

Особые условия проведения

Продолжительность образовательного процесса – всего 13 часов. На период с 01.06 2020 г. по 31. 08. 2020 г. – 1 час, 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 30 минут. Занятия проводятся в дистанционной форме группе объединения "ВКОНТАКТЕ"

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Техническое оснащение педагога и учащихся: гаджеты, выход в интернет

Кадровое обеспечение – 2 педагога дополнительного образования