«Чему природа учит человека»

Программа приобщает детей к исследовательской работе и дает богатую дополнительную информацию к школьному курсу биологии и является фундаментом к изучению в дальнейшем биологических дисциплин. В ходе реализации курса ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа направлена на формирование активной жизненной позиции обучающихся, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Педагогическая целесообразность заключается в том, что программа целиком опирается на личный интерес, личную увлеченность ребенка. Основная роль педагога – помощь в организации работы, активное включение ребенка в процесс самообразования и саморазвития, создание комфортных условий для реализации способностей ребенка.

Преподавание по программе построено на доступных формах обучения (например, игровая форма, практические занятия и т.д., согласно психолого-возрастным особенностям детей), которые позволяют работать с детьми как фронтально, так индивидуально, что позволяет достигнуть более эффективного усвоения излагаемого материала. В целом, программа курса выполняет подготовительную функцию по развитию мотивации к вступлению и активному участию в деятельности научных обществ.

Педагоги

Чукчукова Диана Хайдяровна, педагог дополнительного образования, учитель биологии

Содержание программы

1. Введение. Отличия живой природы от объектов неживой природы. Сравнение живых и неживых объектов. Значение и многообразие проявлений жизни ни Земле. Экскурсия в парковую зону (пришкольный участок). "Многоцветье жизни«.

2. Понимаем природу. Содержание и характер взаимоотношений «человек-природа». Роль природы в жизни человека, источники знаний о природе, науки о природе. Понятие о бионике как междисциплинарной науке, о многообразии и взаимосвязи природных явлений в живой и неживой природе. Воздействие человека на природу. Потребности людей и возможности природы. Роль человека в природных процессах. Дидактическая игра "Самый умный". Исследовательский мини-проект по озеленению школьной территории, школы или класса.

3. Сохраняем природу. Экология как наука, ее связь с другими областями знаний. Экологические проблемы современности. Особенности природы моего города. Видовое разнообразие растительного и животного мира. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Охраняемые виды растений и животных, отдельные объекты и территории. Ответственность человека за прирученных животных. Необходимость экономии природных ресурсов. Значение воды в организме и его потребности в воде у человека, некоторых сельскохозяйственных животных и растений. Необходимость экономии воды в быту. Экономическая целесообразность экономии воды. Практическая работа "Приспособления к жизни в пустыне у комнатных растений". Социологический опрос по проблеме содержания собак в городе.

4. Учимся у природы экономии энергии. Энергия. На что расходуется энергия в организме, быту, промышленности. Как растение получает и использует энергию из солнечных лучей. Космическая роль зеленых растений на планете. Хлорофилл растения, многообразие окраски листьев у комнатных растений. Практическая работа "Использование энергии Солнца".Практическая работа: "Изучение мощности электробытовых приборов".

5. Учимся у природы безотходному производству. Природа – пример безотходного производства: круговороты веществ. Откуда берутся бытовые отходы. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО). Причины роста количества ТБО. Классификация ТБО с учетом возможность их дальнейшей переработки: бумага и картон, текстиль, черные и цветные металлы, пластик, дерево, органические отходы, отходы смешанного состава. Раздельный сбор мусора. Упаковка и маркировка товара. Знаки пригодности упаковки к вторичной переработке. Различные виды пластика, различные способы его маркировки. Хлорсодержащие виды пластика, недопустимость их сжигания. Осознанный выбор покупок. На что обращать внимание при покупке товара: качество, срок годности, количество упаковки и возможность ее дальнейшей переработки, производитель. Зависимость цены товара от дальности его перевозки. Практическая работа "Учет состава мусорной корзины". Практические работы «Исследование упаковки товара», "Исследование упаковок товаров, приобретенных семьей за 1 неделю". Социологический опрос населения по проблеме мусора. Экскурсия в магазин "Грамотный покупатель«.

6. Природа – это система. Понятие «система», ее признаки и особенности. Особенности биологических систем. Аквариум как система. Взаимосвязи компонентов в природе, решение экологических задач. Научно обоснованное природопользование как основа для решения экологических проблем. Характеристика природы как единой развивающейся системы. Дидактическая игра "Биологический бой".

Цели программы

Цели и задачи программы:

  • формирование у обучающихся элементарной экологической культуры через расширение знаний об окружающем мире, о роли природы в жизни человека и роли человека в жизни природы.
  • формирование широкой целостной научной картины мира.
  • воспитание любознательности, целеустремленности, интереса к природным объектам, воспитание научно обоснованного природопользования.
  • углубление и расширение имеющихся у обучающихся представлений о разнообразии природы на Земле, углубление знаний о разнообразии растений и животных нашей страны, области.
  • развитие личности в целом, умения сравнивать, обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать процессы, происходящие в окружающем мире, анализировать теоретическую информацию; совершенствовать речь обучающихся, их мышление, творческие способности, формирования навыков правильного поведения в природе и социальной среде.
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
  • развитие коммуникативных навыков.

Результат программы

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

  • ценностное отношение к природе, бережливость в отношении ее ресурсов на основе признания ценности жизни в всех ее проявлениях.
  • способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора.
  • принятие ответственности за результаты.
  • целеустремленность и настойчивость в достижении результата.
  • выработка системы знаний-убеждений, дающих четкую ориентацию в системе отношений «человек-природа» как основа экологического образования и воспитания обучающихся.
  • формирование активной жизненной позиции.
  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
  • умение признавать собственные ошибки;
  • умение оценивать трудность предлагаемого задания;
  • адекватная самооценка;
  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе совместной деятельности);
  • устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.

Предметные

Обучающиеся научатся:

  • объяснять роль экологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы.
  • оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.
  • сберегать в быту природные ресурсы: воду, природный газ и другие энергоносители, различные материалы.
  • сортировать твердые бытовые отходы с учетом возможности их дальнейшей переработки.
  • «читать» знаки экологической маркировки товара, делать осознанный выбор покупок с учетом «экологического следа».
  • формулировать экологические проблемы, связанные с деятельностью человека и предлагать пути их решения.
  • владеть опытом проведения социологического опроса.
  • способам статистической обработки полученных данных.

Особые условия проведения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Чему природа учит человека» разработана для предоставления образовательных услуг учащимся среднего школьного возраста в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Лицей при УлГТУ № 45».

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение должно соответствовать санитарным и противопожарным нормам охраны труда: просторный учебный кабинет, соответствующий санитарно- гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т. д.); наличие компьютера, имеющего выход в Интернет, принтера, мультимедийного проектора, проекционного экрана для демонстрации презентаций, видеороликов и т.д.

Методическое обеспечение: расписание занятий; наличие образовательной программы, учебных и вспомогательных материалов; методическая литература; конспекты.