«Музейное дело»

Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать ее руками и эмоционально пережить артефакты. Актуальность программы заключается в том, что такой уникальный социальный институт, как музей может помочь молодому поколению в решении этих проблем. Музей –это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности, она призвана комплексно решать вопросы развития, обучения и воспитания подрастающего поколения на основе собранных детьми и взрослыми экспонатов, средствами экскурсионной и музейной деятельности. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории родной школы, района, города, области и страны учащиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируются патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности.

Развитие духовности воспитанников происходит путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с памятниками и достопримечательностями истории и культуры родного края, страны через работу в школьной музейной комнате. Программа предполагает организацию деятельности учащихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

Педагоги

Кириллова Наталья Николаевна, педагог дополнительного образования, руководитель музейной комнаты "Русь народная. Русь изначальная"

Содержание программы

1. Основы музейных знаний

Знакомство с понятием «музей». Знакомство с программой работы. Инструктаж по технике безопасности. История музейного дела в России. Сущность и специфика школьного музея. Музейная сеть России. Ведущие музеи страны. (виртуальная экскурсия).

Свидетели истории. Основные источники по истории: книги и брошюры по изучаемой теме, воспоминания участников исторических событий, вещественные памятники. Работа в библиотеке, государственном музее, архиве. Встречи с участниками исторических событий, работниками музеев, известными людьми города.

Изучение архивных документов. Обращение с найденными документами предметами. Необходимость их полной сохранности. Ваши помощники в поисковой работе: учреждения, организации и лица, которые могут помочь в сборе поискового материала: библиотеки, работники музеев и архивов. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами, Подготовка списка необходимой литературы. Изучение теста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов, научно –вспомогательные материалы. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций. Состав и структура фондов музея. Научная организация фондовой работы. Виды фондовой работы. Изучение законодательных нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Экспозиционная работа. Идейный замысел и тематическая структура экспозиции. Тематико-хронологический метод построения экспозиции. Тематико-экспозиционный комплекс, его содержание и значение в экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Пояснительные тексты. Порядок создания экспозиции. Изучение и отбор материалов. Составление тематико-экспозиционного плана. Разработка проекта художественного оформления. Обсуждение и утверждение плана. Изготовление и монтаж оборудования. Изготовление и монтаж текстовых элементов оформления. Постоянная экспозиция и временная выставка. Выставка-передвижка и её особенности. Анализ содержания приёмов построения и оформления экспозиции школьного музея по отдельным разделам. Научная разработка и построение стационарной выставки по теме проведённого поиска с последовательной отработкой этапов и приёмов экспозиционной работы. Практические работы по оформлению экспозиций.

Подготовка музейной экскурсии. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Основные принципы подготовки и проведения экскурсий. Типы и тематика экскурсий в школьном музее. Формулировка цели. Особенности отбора экспонатов в экскурсиях разных видов. Отбор и систематизация необходимых сведений и фактов. План экскурсии. Создание и оформление маршрута экскурсии. Работа с источниками. Составление библиографии по теме экскурсий. Правило записи библиографических источников. Подготовка экскурсии по выбранной теме Разработка тематики экскурсий. Работа над содержанием экскурсий. Отработка и сдача экскурсий.

2. Краеведение.

Необходимость изучения истории своего края, источники краеведческих знаний.

Беседы, анкетирование участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись воспоминаний и рассказов. Использование диктофонов, фото-и видео-аппаратуры. Точность и достоверность записей. Правила фиксирования воспоминаний, рассказов. Требования к ведению краеведческого дневника. Методика проведения социологического опроса.

3. Научно-исследовательская деятельность школьного музея.

Подготовка научно-исследовательских работ. Участие в историко-краеведческих конкурсах и конференциях различного уровня. Культурно-массовая и просветительская работа.

Цели программы

Цель программы: создание условий для гражданского и патриотического воспитания учащихся посредством музейной деятельности, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачи программы:

  • знакомство с историей музейного дела, содержанием и экспозициями музейной комнаты лицея, с музеями района, города, региона;
  • развитие способностей к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
  • обучение умению сохранить исторические и культурные ценности, умению донести до других свои знания
  • развитие самостоятельности и инициативы.

Результат программы

В результате обучения по программе учащиеся:

  • приобретут глубокие знания по истории школы, района, города области, страны, умения свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы и родного края с историей России.
  • будут иметь устойчивое чувство уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения пере длюдьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
  • достигнут высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработают эти умения в процессе поиска, научно-музейной обработки, учета, описания, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, в ходе проведения мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях;
  • получат развитие творческих способностей в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

Особые условия проведения

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Музейное дело» разработана для предоставления образовательных услуг учащимся среднего школьного возраста в условиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска "Лицей при УлГТУ № 45".

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение. Учебной базой для проведения занятий является музейная комната лицея, имеющего музейные экспонаты, архивные документы, тематические альбомы и пр. Перечень необходимого оборудования: персональный компьютер или ноутбук с выходом в Интернет; экран, проектор, принтер.

Методическое обеспечение. В помещении для занятий должны быть следующие методические материалы: правила пожарной безопасности, тематический план лекций, методические разработки занятий, методические разработки с образцами анкет, теоретические и практические задания к промежуточной и итоговой аттестации, творческие достижения воспитанников (по ступенькам творческого роста – критерии номинаций), презентации по темам, карты местности, сменный стенд "Краеведческая литература".