Школьный лагерь "РАДУГА" с дневным пребыванием

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом, раскрыть в себе творческий потенциал, а именно:

1)                 программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края, способствует творческому использованию жизненного опыта ребенка;

2)   благодаря программе у воспитанников формируются основы гражданственности, любви и уважение к родному краю,

  3) программа позволяет быть не просто пассивными участниками, но и учит проводить мини-исследования, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими; поддерживает стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; способствует развитию коммуникативных навыков;

    4) программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мудрости симбирян-ульяновцев, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,стимулирует познавательную деятельность воспитанников.

План

Блок 1. Введение (1час).

Учащиеся  повторяют понятие «исследование», «проект». У них формируется  интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные качества исследователя.

Стартовая презентация «Изучаем родной край. Лента времени». Знакомство с различными видами продуктов исследовательских проектов. Деление на команды. Как работать в команде?

Блок 2. Город семи ветров (1 час).

От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.

Найти ответ на вопрос:  «7 января ….. года, царь Алексей Михайлович указал, и бояре приговорили отправиться окольничему …в понизовые города для охраны русской границы от ногайских татар и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги».  О ком идет речь в этом отрывке? Какую роль сыграл  он для нашего города?

(17 век, Богдан Хитрово)

Продукты  проекта.

1 команда – викторина по теме.

2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

3 команда – исследовательский проект «Загадки города семи ветров», макет Кремля.

4 команда -  отчеты по экскурсии  «Музей Градостроения», «сушка»- выставка фотографий.

Блок 3.  «Страницы  литературы и истории нашего края» (3 часов).

Планирование деятельности в рамках текущего проекта.

Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.

Найти ответ на вопросы:

    1.              «Седьмая буква русского алфавита «Ё» была введена употребление в ……году при редактировании одного из стихотворения И.И.Дмитриева, где редактор заменил две буквы в слове «слiозы» на букву «ё». Назовите имя редактора. Назовите известные в городе места, связанные с именем  этого великого земляка.

(18-19 в. - Н. М. Карамзи́н )

 Продукты  проекта.

1                                  1 команда – исследовательский проект «Тайна седьмой буквы алфавита».

     3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

 2.   «Когда распускается этот цветок, то холмы и балки покрываются удивительно алым цветом. В народе этот цвет называют лазорькой или «лазорев цвет», поэтому и холмы, покрытые цветущими пионами, называют «Лазоревы холмы». Назовите  сказку,  которой встречается этот цветок? Как автор сказки связан с историей нашего края?

(18-19 в. - С. Т. Акса́ков)

Продукты  проекта.

2 команда – исследовательский проект «Волшебный цветок из красной книги».

4 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».

Блок 4 . «Музеи и памятники нашего города» (3 часа).

Способы первичной обработки информации, ее хранения.

Найти ответ на вопросы:

1.                        В архитектурном облике города Ульяновска здание  этого Литературного музея занимает особое место. Оно построено на рубеже XVIII –XIX вв. и представляет собой изящный дворянский особняк городского типа.

 Это одно из пяти подобных сооружений двухсотлетней давности, сохранившихся в городе до настоящего времени. Почему именно около этого музея  установлен памятник А.С. Пушкину? Кому принадлежал этот дом? Какие экспонаты  там находятся?

       (19 век – Н. М. Языков)

    Продукты  проекта.

1 команда – виртуальная экскурсия по музею                      

2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».                                              

2.                        Современный вид этот дом приобрел после того, как в 1974 году на крыше здания появилась часовая башенка. Сейчас в  этом доме работает единственный в стране историко-мемориальный центр-музей писателя, который открылся в 2012 году в день 200-летия со дня рождения писателя. Какие  достопримечательности, связанные с именем этого писателя, еще есть в нашем городе?

(19 век –И. А. Гончаро́в)

Продукты  проекта.

3 команда – прогулка - квест  по улице Гончарова « Мой любимый уголок».

 4 команда – презентация о беседке Гончарова, соответствия, страница книги «Лента времени».                            

Блок 5 . «История и судьбы» (3 часа).

Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.

Найти ответ на вопрос:

В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск по настоящей фамилии основателя советского государства В.И.Ульянова (Ленина). Наш город пользуется популярностью не только среди российских туристов, но и зарубежных. Какие достопримечательности, связанные с этим  политическим деятелем, вы бы порекомендовали посмотреть туристам?

(19-20 век – В. И. Ленин)

Продукты  проекта: разработка туристического маршрута «По Ленинским местам», соответствия, страница книги «Лента времени»

Блок 6. «Наш край богат талантами» (3часа).

Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».

Найти ответ на вопрос:

1.             Родился этот художник в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком он  был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Там на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. О каком художнике идет речь? Какие картины он написал?

(19-20 век – А. А. Пла́стов)

Продукты  проекта.

1 команда – соответствия, страница книги «Лента времени»

2 команда – аудиозапись «Картины А.А.Пластова» ( по выбору)                 

2.                  В Ульяновске этот инструмент впервые  зазвучал 2 декабря 1982г.  Он  является одним из лучших в  нашей стране. Лучшие  музыканты отзываются  о нем, как о самом красивом и богатом по звучанию. Идея возродить это музыкальное  искусство в Ульяновске принадлежит единственному  в нашем городе исполнителю А.Н.Титову. О каком музыкальном инструменте идет речь? Где мы можем послушать звучание этого инструмента?

(20-21 век - А. Н. Титов)

Продукты  проекта.

4 команда – исследовательский проект «Поющий металл».

3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени» (2 вопрос).

Блок 7. «Волжский янтарь» (1 час).

Как лучше подготовить презентацию продукта?

Способы преодоления трудностей.  

Найти ответ на вопросы:

Первое упоминание о симбирском кальците относится к 1765 году.

В рапорте подполковника А. Свечина пишется «…близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины чёрные камни, имеющие жёлтые проросли, или жилы, которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но… это по незнанию жителей пропадает втуне». Как  называется этот камень сейчас? Кто и когда дал название этому камню?

(20-21 век - В. М. Ефимов)

Продукты  проекта.

1 команда – исследовательский проект « О чем говорят камни?»

2 команда – творческий отчет о симбирците.

3 команда – страница книги «Лента времени».

 4 команда – соответствия, выставка фотографий.

Блок 8. «Путешествие по родному краю» (2 часа).

Найти ответ на вопросы:

Вы знаете, что наш город считается родиной колобка.  Учёный – краевед  обнаружил, что слово «колебятка» раньше означало «последний хлебец из квашни», остатки теста. Кто и почему прописал на Симбирской земле знаменитого Колобка? (2011 год - Сергей Петров)

Результат: модели Колобка из разного материала, участие в творческих площадках фестиваля.

Блок 9. Обобщение. Лента времени ( 24 часа).

Продукт  проекта:

«Лента времени нашего края»
Учебно - игровое пособие: книга «Лента времени.
Описание  этапов работы над проектом.

Команды получают вопросы.

1 этап - для работы над проектом отряды разбиваются на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом, в ходе исследования каждая команда  отвечает на поставленный вопрос и определяет соответствующие даты на ленте времени (работа в команде).

2 этап -   члены команды определяют достопримечательности нашего края, связанные с этим событием или с  данным историческим деятелем (работа в команде), воспитатель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта.

3 этап – подведение итогов: составление ленты времени, представление продуктов проекта. Для наглядного обозначения продуктов используют полоски разного цвета. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Цели

   Цель  – создать условия для приобретения участниками положительного опыта социокультурной коммуникации через включение в краеведческую деятельность   

          Данная цель реализуется в следующих задачах:

образовательные:

ü формировать представления о малой Родине, развивать интерес к культуре родного края;

ü формировать умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;

развивающие:

ü развивать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;

ü содействовать формированию элементов творческой деятельности.

воспитательные:

ü формировать уважительное отношение к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;

ü воспитывать бережное отношение к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

 

Ожидаемые результаты

Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются  целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Ульяновска, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление макетов, диагностика).

Условия

Участие в мероприятии добровольное (при условии свободных мест).

Подача заявки осуществляется через АИС "Навигатор дополнительного образования"

Контактные лица

Хрипунова Марина Вячеславовна

Длительность

21 день

Материально-техническая база

Для успешной реализации мероприятия необходимо следующее обеспечение:

ü  кабинеты, игровые и спортивные площадки;

ü  мультимедийная аппаратура;

ü  фотоаппарат;

ü  музыкальное и световое оборудование;

ü  спортивно-игровой инвентарь;

ü  канцелярские товары;

ü  призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы;

ü  методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.