Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Содержание программы выстроено таким образом, чтобы помочь ребенку постепенно, шаг за шагом, раскрыть в себе творческий потенциал, а именно:
1) программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края, способствует творческому использованию жизненного опыта ребенка;
2) благодаря программе у воспитанников формируются основы гражданственности, любви и уважение к родному краю,
3) программа позволяет быть не просто пассивными участниками, но и учит проводить мини-исследования, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими; поддерживает стремление к самостоятельной деятельности и самообразованию; способствует развитию коммуникативных навыков;
4) программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать детей на примерах мудрости симбирян-ульяновцев, развивать интеллектуальные и творческие способности, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма,стимулирует познавательную деятельность воспитанников.
План
Блок 1. Введение (1час).
Учащиеся повторяют понятие «исследование», «проект». У них формируется интерес к исследовательской деятельности через знакомство с различными работами учащихся начальной школы; знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске, умение находить значимые личностные качества исследователя.
Стартовая презентация «Изучаем родной край. Лента времени». Знакомство с различными видами продуктов исследовательских проектов. Деление на команды. Как работать в команде?
Блок 2. Город семи ветров (1 час).
От проблемы к цели (ситуация, проблема, задачи, ресурсы). Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта.
Найти ответ на вопрос: «7 января ….. года, царь Алексей Михайлович указал, и бояре приговорили отправиться окольничему …в понизовые города для охраны русской границы от ногайских татар и для строения новых городов и засечных крепостей от реки Барыша до реки Волги». О ком идет речь в этом отрывке? Какую роль сыграл он для нашего города?
(17 век, Богдан Хитрово)
Продукты проекта.
1 команда – викторина по теме.
2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».
3 команда – исследовательский проект «Загадки города семи ветров», макет Кремля.
4 команда - отчеты по экскурсии «Музей Градостроения», «сушка»- выставка фотографий.
Блок 3. «Страницы литературы и истории нашего края» (3 часов).
Планирование деятельности в рамках текущего проекта.
Алгоритм работы со справочной литературой и каталогами, правила поиска информации в сети Интернет.
Найти ответ на вопросы:
1. «Седьмая буква русского алфавита «Ё» была введена употребление в ……году при редактировании одного из стихотворения И.И.Дмитриева, где редактор заменил две буквы в слове «слiозы» на букву «ё». Назовите имя редактора. Назовите известные в городе места, связанные с именем этого великого земляка.
(18-19 в. - Н. М. Карамзи́н )
Продукты проекта.
1 1 команда – исследовательский проект «Тайна седьмой буквы алфавита».
3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».
2. «Когда распускается этот цветок, то холмы и балки покрываются удивительно алым цветом. В народе этот цвет называют лазорькой или «лазорев цвет», поэтому и холмы, покрытые цветущими пионами, называют «Лазоревы холмы». Назовите сказку, которой встречается этот цветок? Как автор сказки связан с историей нашего края?
(18-19 в. - С. Т. Акса́ков)
Продукты проекта.
2 команда – исследовательский проект «Волшебный цветок из красной книги».
4 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».
Блок 4 . «Музеи и памятники нашего города» (3 часа).
Способы первичной обработки информации, ее хранения.
Найти ответ на вопросы:
1. В архитектурном облике города Ульяновска здание этого Литературного музея занимает особое место. Оно построено на рубеже XVIII –XIX вв. и представляет собой изящный дворянский особняк городского типа.
Это одно из пяти подобных сооружений двухсотлетней давности, сохранившихся в городе до настоящего времени. Почему именно около этого музея установлен памятник А.С. Пушкину? Кому принадлежал этот дом? Какие экспонаты там находятся?
(19 век – Н. М. Языков)
Продукты проекта.
1 команда – виртуальная экскурсия по музею
2 команда – соответствия, страница книги «Лента времени».
2. Современный вид этот дом приобрел после того, как в 1974 году на крыше здания появилась часовая башенка. Сейчас в этом доме работает единственный в стране историко-мемориальный центр-музей писателя, который открылся в 2012 году в день 200-летия со дня рождения писателя. Какие достопримечательности, связанные с именем этого писателя, еще есть в нашем городе?
(19 век –И. А. Гончаро́в)
Продукты проекта.
3 команда – прогулка - квест по улице Гончарова « Мой любимый уголок».
4 команда – презентация о беседке Гончарова, соответствия, страница книги «Лента времени».
Блок 5 . «История и судьбы» (3 часа).
Основы логики: анализ, синтез, классификация, сравнение, аналогия, обобщения, умозаключения. Анализ информации.
Найти ответ на вопрос:
В 1924 году Симбирск был переименован в Ульяновск по настоящей фамилии основателя советского государства В.И.Ульянова (Ленина). Наш город пользуется популярностью не только среди российских туристов, но и зарубежных. Какие достопримечательности, связанные с этим политическим деятелем, вы бы порекомендовали посмотреть туристам?
(19-20 век – В. И. Ленин)
Продукты проекта: разработка туристического маршрута «По Ленинским местам», соответствия, страница книги «Лента времени»
Блок 6. «Наш край богат талантами» (3часа).
Планирование публичного выступления. Знакомство с памяткой «Как подготовиться к публичному выступлению».
Найти ответ на вопрос:
1. Родился этот художник в селе Прислониха, бывшей Симбирской губернии. Отец и дед его были иконописцами, занимались и церковной архитектурой. Мальчиком он был отдан в духовное училище, затем он перешел в семинарию. Там на уроках рисования и выявились впервые его художественные способности. О каком художнике идет речь? Какие картины он написал?
(19-20 век – А. А. Пла́стов)
Продукты проекта.
1 команда – соответствия, страница книги «Лента времени»
2 команда – аудиозапись «Картины А.А.Пластова» ( по выбору)
2. В Ульяновске этот инструмент впервые зазвучал 2 декабря 1982г. Он является одним из лучших в нашей стране. Лучшие музыканты отзываются о нем, как о самом красивом и богатом по звучанию. Идея возродить это музыкальное искусство в Ульяновске принадлежит единственному в нашем городе исполнителю А.Н.Титову. О каком музыкальном инструменте идет речь? Где мы можем послушать звучание этого инструмента?
(20-21 век - А. Н. Титов)
Продукты проекта.
4 команда – исследовательский проект «Поющий металл».
3 команда – соответствия, страница книги «Лента времени» (2 вопрос).
Блок 7. «Волжский янтарь» (1 час).
Как лучше подготовить презентацию продукта?
Способы преодоления трудностей.
Найти ответ на вопросы:
Первое упоминание о симбирском кальците относится к 1765 году.
В рапорте подполковника А. Свечина пишется «…близ Симбирска на берегу Волги находятся немалой величины чёрные камни, имеющие жёлтые проросли, или жилы, которые столь прозрачны и чисты, что по шлифовке малую разницу от янтаря имеют, но… это по незнанию жителей пропадает втуне». Как называется этот камень сейчас? Кто и когда дал название этому камню?
(20-21 век - В. М. Ефимов)
Продукты проекта.
1 команда – исследовательский проект « О чем говорят камни?»
2 команда – творческий отчет о симбирците.
3 команда – страница книги «Лента времени».
4 команда – соответствия, выставка фотографий.
Блок 8. «Путешествие по родному краю» (2 часа).
Найти ответ на вопросы:
Вы знаете, что наш город считается родиной колобка. Учёный – краевед обнаружил, что слово «колебятка» раньше означало «последний хлебец из квашни», остатки теста. Кто и почему прописал на Симбирской земле знаменитого Колобка? (2011 год - Сергей Петров)
Результат: модели Колобка из разного материала, участие в творческих площадках фестиваля.
Блок 9. Обобщение. Лента времени ( 24 часа).
Продукт проекта:
«Лента времени нашего края»
Учебно - игровое пособие: книга «Лента времени.
Описание этапов работы над проектом.
Команды получают вопросы.
1 этап - для работы над проектом отряды разбиваются на группы. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом, в ходе исследования каждая команда отвечает на поставленный вопрос и определяет соответствующие даты на ленте времени (работа в команде).
2 этап - члены команды определяют достопримечательности нашего края, связанные с этим событием или с данным историческим деятелем (работа в команде), воспитатель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта.
3 этап – подведение итогов: составление ленты времени, представление продуктов проекта. Для наглядного обозначения продуктов используют полоски разного цвета. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.
Цели
Цель – создать условия для приобретения участниками положительного опыта социокультурной коммуникации через включение в краеведческую деятельность
Данная цель реализуется в следующих задачах:
образовательные:
ü формировать представления о малой Родине, развивать интерес к культуре родного края;
ü формировать умения оперировать краеведческими знаниями, извлекать их из различных культурно – исторических источников, применять их в новой ситуации;
развивающие:
ü развивать у ребенка чувство собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края;
ü содействовать формированию элементов творческой деятельности.
воспитательные:
ü формировать уважительное отношение к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни;
ü воспитывать бережное отношение к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Ожидаемые результаты
Концепция программы состоит в воспитании чувства патриотизма и уважения к историческому наследию родного края средствами краеведческой деятельности. В процессе работы программой предусматриваются целенаправленные прогулки, краеведческие викторины, знакомства с творчеством художников, поэтов, писателей г.Ульяновска, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видеозаписей и индивидуальные занятия (анкетирование, тестирование, дидактические игры, краеведческие задания, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц; изготовление макетов, диагностика).
Условия
Участие в мероприятии добровольное (при условии свободных мест).
Подача заявки осуществляется через АИС "Навигатор дополнительного образования"
Контактные лица
Хрипунова Марина Вячеславовна
Длительность
Материально-техническая база
Для успешной реализации мероприятия необходимо следующее обеспечение:
ü кабинеты, игровые и спортивные площадки;
ü мультимедийная аппаратура;
ü фотоаппарат;
ü музыкальное и световое оборудование;
ü спортивно-игровой инвентарь;
ü канцелярские товары;
ü призовой фонд: сувенирная продукция, грамоты, дипломы;
ü методическая литература: игры, конкурсы, сценарии, викторины, праздники.