Школьный лагерь труда и отдыха учащихся «Радуга» (Умные каникулы)

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени обучающихся, поэтому лето –это разрядка накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов личностно-значимых сфер деятельности, развлечений, игр, свободы в выборе занятий. Важную роль играет развитие патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, и другие аспекты.                                                         Патриотическое воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе патриотичности, духовной и экологической культуры, что непосредственно связано с воспитанием и развитием личности.    Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, трудовой, общественно-полезной по изучению и охране природы.
2.Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний в области экологического и патриотического образования подростков. Эколого-патриотическая лагерь организуется на базе МБОУ гимназии №44 имени В.Н.Деева в период летних каникул (июнь).
3.Педагогическая целесообразность
Данная программа по своей педагогической целесообразности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, труда и отдыха.
Организация летнего отдыха по программе осуществляется по следующим направлениям:
•Образовательное (экологическое); включает теоретические занятия, полевые практикумы, экскурсии, сбор растений для гербариев.
•Патриотическое; направлено на знакомство с историей родного края, делами знаменитых земляков, природой и символами России. Предусматривает повышение уровня краеведческих знаний подростков, формирование и развитие личностных гуманистических качеств, воспитание гражданственности и патриотизма. Подразумевает организацию познавательной деятельности по изучению своей страны.

•Трудовое; включает мероприятия, которые проводятся на пришкольном участке и прилегающей территории. Особое внимание уделяется выработке практических умений и навыков, направленных на сохранение и умножение природных богатств: участие в благоустройстве и озеленении школы.
•Спортивно-оздоровительное направление; включает проведение спортивных мероприятий, игры на свежем воздухе, тренинги, различные терапии и здоровьесберегающие упражнения.

План

Направления работы:

Физкультурно-оздоровительная деятельность

·        Утренняя зарядка, спортивные соревнования;

·        Спортивные игры на спортивной площадке;

·        Подвижные игры на свежем воздухе;

·        Эстафеты, спортивные игры;

·        Беседы медработника

Экологическое воспитание

·разбивка клумб: посадка растений, полив, рыхление, прополка;

·экологические рейды по благоустройству пришкольной территории: удаление сорняков.

Патриотическое воспитание

·        проведение в течение лагерной смены мероприятий патриотической направленности.

Трудовое воспитание

·реализация проекта «Труд - основа жизни»

благоустройство территории памятника Врача Михайлова, сквера Менделеева

·работа по благоустройству здания школы

Образовательное воспитание

·подготовка материалов для странички на сайте школы;

·выпуск летнего номера школьной газеты

Ритуалы отряда: Название отряда, девиз, утреннее построение, подведение итогов дня.

Цели

1.  Цель программы –организация отдыха и занятости детей через комплекс мероприятий экологической и гражданско-патриотической направленности, способствующих развитию патриотизма и активной гражданской позиции.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

2.  Задачи программы

- организовывать условия для труда и отдыха детей;

- создать условия для приобретения трудовых навыков и способов общения между сверстниками и взрослыми; 

- создать благоприятные условия для укрепления здоровья детей;

- использовать окружающую природу в качестве источника оздоровления ребёнка;

- воспитывать ответственное и грамотное отношение к природным богатствам и истории родного края;

-создавать условия для патриотического воспитания подростков;

- расширить знаний об истории России, родного края;

- воспитывать патриотические ценностей, взгляды и убеждения, уважительное отношения к культурному и историческому наследию России, к традициям родного края.

Ожидаемые результаты

1.Занятость школьников в летнее время.

2.Укрепление здоровья детей и подростков в течение летнего труда и отдыха.

3.Формирование системы управления качеством летнего труда, отдыха и оздоровления детей.

4.Формирование осмысленного отношения к жизни и ответственности за свою жизнь.

5. Формирование навыков трудовой деятельности.

6. Формирование у обучающихся культуры поведения и речи.

7. Повышение уровня экологической культуры.

8. Благоустроенность, мелкий косметический ремонт, чистота школьного спортзала, помещений территории и цветников.

9. Формирование у обучающихся патриотических чувств.

10. Закрепление знаний по истории своей страны, родного края.

 

Контактные лица

Кантерова Валентина Васильевна, начальник лагеря

Лапушкина Татьяна Геннадьевна, воспитатель

Марьева Дарья Алексеевна, воспитатель

Длительность

1 месяц

Материально-техническая база

Материальная база гимназии.