Данная программа соответствует приоритетным направлениям воспитания и дополнительного образования детей, поскольку содержание её мероприятий способствует:
− созданию социокультурной среды общения: виртуальные туры (экскурсии) в музеях;
− стимулированию познавательной деятельности: изучение новой информации историко-культурной направленности;
− развитию коммуникативных навыков: участие в беседе «Огонёк знакомства. Расскажи мне о себе», конференциях «Обмен впечатлениями» после виртуальных туров;
− развитию творческих способностей личности: участие в конкурсе «Актерского мастерства»;
− поддержанию стремления к самостоятельной деятельности и самообразованию: организация беседы «Труд – основа жизни», индивидуальные задания и консультации по запросу учащихся во время трудовой деятельности;
− творческому использованию жизненного опыта ребёнка: участие в шоу-талантов «Минута славы».
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании трудовой, физкультурно–оздоровительной и направленной на социокультурное развитие познавательной деятельности. Программа по своей направленности является комплексной, т.е. включает в себя разнопрофильную деятельность, объединяет различные направления труда и отдыха детей в условиях лагеря с дневным пребыванием.
Таким образом, трудовой лагерь обеспечивает учащихся сменой видов деятельности, т.е. переключением с трудовой деятельности на отдых и досуг, направленный на социокультурное развитие. Поэтому данная программа актуальна, т.к. помогает обеспечить:
− потребность семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение;
− необходимость приучения к труду и использования разнообразных видов деятельности;
− социокультурное развитие детей в системе школьного образования и воспитания.
План
Этапы реализации программы
1.Подготовительный этап
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия трудового лагеря проводится подготовка к трудовому сезону. Деятельностью этого этапа является:
− Проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе, подготовке школы к летнему сезону.
− Издание приказа по школе о проведении летней кампании.
− Разработка программы деятельности трудового лагеря;
− Подготовка методического материала для работников трудового объединения.
− Отбор кадров для работы в трудовом объединении.
− Составление необходимой документации для деятельности трудового объединения (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.)
2. Организационный этап смены (1й день).
Основной деятельностью этого этапа является:
− Встреча детей, медицинский осмотр.
− Формирование органов самоуправления.
− Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
3. Основной этап смены
− Основной деятельностью этого этапа является:
− Трудовая деятельность учащихся.
− Спортивно-оздоровительные мероприятии.
− Участие детей в мероприятиях социокультурной направленности.
− Вовлечение детей в коллективно-творческую деятельность.
4. Заключительный этап смены
Основной идеей этого этапа является:
− Подведение итогов смены.
− Выработка перспектив деятельности организации.
− Анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности трудового лагеря в будущем.
Цели
Цель − Организация трудовой деятельности учащиеся в возрасте 14-15 лет в условиях социокультурной образовательной среды в летний период.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
− Организовать трудовую деятельность учащихся, т.е. выполнение работ на пришкольном участке;
− Обучить технике безопасности перед выполнением трудовой деятельности;
− Привить знания и умения по ведению домашнего хозяйства;
− Формировать стремление к здоровому образу жизни;
− Организовать систему спортивно-оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению навыков к здоровому образу жизни;
− Способствовать двигательной активности учащихся с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;
− Организовать систему мероприятий, способствующих социокультурному развитию учащихся;
− Формирование социального компонента социокультурной образовательной среды (сотрудничество в дистанционном режиме с культурными организациями города Ульяновска);
− Способствовать развитию коммуникативных навыков, умений работать в коллективе;
− Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Ожидаемые результаты
Программа трудового лагеря способствует достижению следующих результатов:
− трудовая занятость подростков в летний период;
− оздоровление школьников за период лагерной смены;
− профилактика безнадзорности, правонарушений среди детей и подростков;
− самореализация учащихся в коллективном труде и познавательной деятельности;
− социокультурное развитие учащихся;
− приобретение учащимися опыта общения в коллективе, выбора осознанного здорового образа жизни, отказа от вредных привычек.
Контактные лица
Телефоны: 52-93-48 (приемная), 52-93-49 (методический кабинет), 52-93-46 (медицинский кабинет, столовая)
Длительность
Материально-техническая база
В распоряжении школьного лагеря имеются следующие помещения:
− кабинет для штаба лагеря
− актовый зал
− столовая
− компьютерный класс
− школьная библиотека
− игровая площадка на пришкольной территории
− трудовая площадка на пришкольной территории
Для эффективной реализации программы необходимы:
− компьютеры, аудиоаппаратура
− интерактивная доска, мультимедийная установка
− физкультурный инвентарь (мячи, скакалки)
− трудовой инвентарь (лопаты, грабли, лейки, перчатки)