А. Вивальди «Времена года»
Пожалуй, одним из самых популярных музыкальных произведений в мире является цикл из 4-х концертов Антонио Вивальди — «Времена года», которые композитор написал в 1723 году для солирующей скрипки и оркестра.
Они по-своему уникальны, в каждом произведении удивительным образом слились блестящая виртуозность и чарующая кантилена. Вивальди сопроводил концерты сонетами, но, увы, сегодня при исполнении мы их не слышим, они практически никогда не зачитываются.
Кто автор этих слов – до сих пор остается загадкой. Предполагается,
История создания
1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения».
Важно
В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».
Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.
Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек.
Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле».
Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны.
Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.
Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году.
В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене.
В 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.
Интересно, но эти первые издания дошли до наших дней и заставили «поломать» голову многих музыковедов. А произошло это потому, что в прошлом столетии в Манчестере исследователи обнаружили еще одну рукопись «Времен года». Она заметно отличалась от амстердамского и парижского издания, в которых музыкальный текст был аналогичен.
План
1.Поиск необходимой информации; осознанное построение речи; умение выделять существенную информацию из текста; умение осуществлять синтез как составление целого из частей; выдвижение гипотез и их обоснование.
2. Слушать друг друга. Вести диалог. Выступать перед аудиторией. Кратко формулировать свои мысли. Задавать уточняющие вопросы. Продолжать и развивать мысль собеседника.
Цели
Цель: показать учащимся, что классическая музыка может звучать доступно современному человеку
Задачи:
Обучающие: углубить знакомство учащихся с симфоническим программным циклом «Времена года», некоторыми секретами популярности музыки Вивальди, а также познакомить с современными транскрипциями и аранжировками цикла «Времена года» А. Вивальди.
Развивающие: развивать информационные, коммуникативные компетенции учащихся. Развивать слуховое и зрительное восприятие. Развивать чувства, эмоции, образно – ассоциативное мышление. Развивать музыкальный слух, певческо-хоровые навыки.
Воспитательные: воспитание у учащихся более утонченного и осознанного восприятия произведений искусства, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, критического и образного мышления.
Ожидаемые результаты
Результаты обучения:
Предметные: продолжение знакомства с творчеством А. Вивальди и с творчеством его последователей. Знакомство с творчеством композиторов Астора Пьяццолы и Леонида Десятникова;
закрепление усвоения понятий «инструментальный концерт» и «транскрипция»;
совершенствование умения высказываться о характере музыки.
Метапредметные: умение вести учебное сотрудничество на уроках с учителем, одноклассниками в группе и коллективе;
умение работать с текстом, выделять главное;
совершенствование навыков устной речи, навыков анализа текста;
развитие навыков слушания и понимания музыкального произведения.
Контактные лица
Руднева Ольга Константиновна, 89539807646, rudneva3069@mail.ru
Длительность
Материально-техническая база
ноутбук, фортепиано, стулья, столы, доска