Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве, так как
правильное применение различных смычковых способов произнесения мелодии в
единстве с вибрато и определяют культуру звука скрипача. Штрихи в игре на
3 смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку
их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на
музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой
речи, произнесённой без артикуляции и оттенков речевой интонации, так и
становление мелодической мысли неотделимо от особенностей её произнесения
на инструменте. Таким образом, выявляется художественная функция штрихов –
они предстают как артикуляционное явление интонационного порядка.
Понятие «штрих» имеет несколько значений. Этим термином обозначают
и направление движения смычка (вниз или вверх), и способ звуковедения,
связанный со специфическим приёмом воздействия смычка на струну (легато,
деташе, мартле и пр.), и способ артикулирования звуков внутри музыкальной
фразы. В основной части урока рассмотрим работу над такими штрихами как:
деташе, мартле, пунктирным и штрихом сотийе.
Позицией называется положение левой руки (и пальцев) в определенном
месте грифа. Принято различать позиции в зависимости от положения на грифе
первого пальца левой руки. Перемещение руки от одной позиции к другой
называется сменой позиции или переходом. В основной части урока
рассмотрим работу над освоением 4-х основных видов смен позиций.
План
I. Вступительная часть
1. Организация урока (настройка инструмента, подготовка нотного материала)
II. Основная часть
1. Работа над штрихами: деташе, мартле, пунктирным и штрихом сотийе
2. Работа над переходами в III позицию
3. Закрепление выработанных навыков, исполнение гаммы, этюдов, пьес.
III. Вывод. Подведение итогов.
Продолжительность занятия 40 минут.
Цели
Цель урока: Освоение и закрепление навыков исполнения штрихов и
переходов в III позицию на инструктивном и художественном материале.
Задачи урока:
Обучающие:
Выработка целесообразных движений при изучении штрихов и смене позиций.
Отработать разные виды штрихов и переходов в III позицию, знать способы их
исполнения, добиваясь чистоты интонации, мышечной свободы.
Практическое применение полученных навыков.
Развивающие:
Развитие самоконтроля и самоанализа в закреплении важных игровых навыков
в исполнении штрихов и переходов.
Развитие индивидуальных способностей учащегося (зрительная, слуховая,
мышечная память, наблюдательность, самостоятельность мышления), умение
усваивать знания-навыки.
Развитие трудолюбия, целеустремленности;
Воспитательные:
Воспитание индивидуальных свойств личности учащегося (ответственность,
аккуратность).
Воспитание интереса к детальной работе над инструктивным материалом,
устранение технических трудностей.
Воспитание активного внимания, как на уроке, так и в самостоятельной работе.
Воспитание интонационной устойчивости.
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат:
Осознанное, грамотное исполнение штрихов, контроль над свободой движений
рук;
Техническое развитие учащегося, интонационная устойчивость при смене
позиций;
Поддержание интереса к предмету.
Контактные лица
Руднева Ольга Константиновна, 89539807646, rudneva3069@mail.ru
Длительность
Материально-техническая база
Скрипка, смычок, канифоль, фортепиано, нотный материал (сборники
упражнений, этюдов, пьес)