Школа безопасности (новые места)

В общем образовании роль гаранта в подготовке ребенка к различным экстремальным ситуациям отведена предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В дополнительном образовании этим гарантом может стать движение «Школа безопасности». Программа «Школа безопасности», в основу которой легла идеология Всероссийского детско-юношеского общественного движения «Школа безопасности», призвана обогатить объем знаний, умений и навыков детей в вопросах выживания в экстремальных условиях, само- и взаимопомощи, популяризовать здоровый и безопасный образ жизни, способствовать их личностному росту и обретению социальной позиции и социальной защиты. Обучение навыкам выживания в окружающей среде, оказанию первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях, что ставит ее в ряд наиболее эффективных средств комплексного воспитания подрастающего поколения. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в походах, экстремальных ситуациях, соревнованиях по спортивному туризму, спортивному ориентированию и соревнованиях образовательных учреждений «Школы безопасности» разных уровней.

Инновационность программы использование современных технологий: радиостанций, и электронная отметка контрольных пунктов.

Педагогическая целесообразность: В экскурсиях и походах учащиеся глубже познают окружающую природу в целом, природу родного края, закаляют здоровье, учатся организовывать свой досуг, развивают смекалку и находчивость. Данный курс способствует расширению и углублению знаний по школьным курсам географии, биологии, экологии, краеведению и ОБЖ и пропагандирует здоровый образ жизни.

Педагоги

Мельников Борис Сергеевич - ПДО высшей категории

Содержание программы

1. Основы туристской подготовки

11.1. Туристские  путешествия, история развития туризма
11.2. Воспитательная роль туризма
Роль туризма в становлении личности. Законы, правила, нормы поведения юных туристов

11.3. Личное  и групповое туристское снаряжение
11.4.Организация туристского быта, Привалы и ночлеги
Основные требования к месту привала и бивака. Порядок работы по развертыванию и свертыванию лагеря.

11.5. Подготовка к походу,  путешествию
11.6. Питание  в туристском походе
Основные требования к продуктам, используемым в походе. Правила хранения продуктов в походе. Принцип составления меню и списка продуктов
Составление меню и списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Приготовление на костре каши и супа из концентратов

11.7.  Туристские  должности в группе
Перечень должностей членов туристской группы и основные их обязанности
Выполнение обязанностей по должностям в период подготовки, проведения и подведения итогов похода

11.8.  Правила движения в походе,

11.9.  Техника  безопасности при проведении  туристских  походов, занятий
11.10.  Преодоление препятствий
Знание регламента. Правильное преодоление препятствий со страховкой, и без неё
Правильное преодоление препятствий со страховкой, и без неё

2.Топография и ориентирование

22.1. Понятие о топографической и спортивной картах Понятие о масштабе карты.  Оформление карт.
Их отличительные свойства.
Различия топографических
и спортивных карт
Определение масштаба и расстояния по карте.

22.2.  Условные знаки
Группы условных знаков. Изображение рельефа на карте. Типичные формы рельефа
Чтение и изображение топографических знаков. Определение рельефа по карте

22.3.  Ориентирование по горизонту, азимут
Стороны горизонта. Понятие азимута и его определение
Измерение и построение азимутов

22.4. Компас. Работа с компасом
Устройство компаса. Четыре действия с компасом. Понятие «ориентиры»
Ориентирование карты по компасу. Выполнение прямой и обратной засечки. Движение по азимуту с помощью компаса

22.5. Измерение расстояний Способы
ориентирования
22.6. Ориентирование по местным предметам. Действия
в случае потери ориентировки Определение сторон
горизонта по небесным светилам и местным
предметам. Порядок действий в случае потери ориентировки
Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам. Определение направления выхода в случае потери ориентировки

3. Основы гигиены и первая доврачебная помощь

3.1.  Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний

3.2.  Походная медицинская аптечка
3.3.  Основные приемы оказания первой доврачебной
помощи  Правила оказания первой доврачебной помощи при тепловом и солнечном ударе, ожогах. Оказание помощи утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Наложение повязок
Оказание первой доврачебной помощи. Способы обеззараживания воды

3.4. Приемы
транспортировки пострадавшего Способы транспортировки. Определение способа транспортировки пострадавшего

 4 Автономное существование

4.1 Понятие об автономном существовании
Что такое автономное существование. Причины приведшие к попаданию в ситуации с автономным существованием.

 4.2. План действий.
Как составить план действий о дальнейшем существовании.

 4.3.  Сигнала бедствия

 4.4. Жилище. Типы жилищ, их назначение. Место для постройки жилища.
Уметь построить жилище, и обустроить его для существования.
4.5. Добывание огня. Способы добычи огня. Место разведения костров.
Уметь развести огонь, трением, при помощи лупы,батарейки.
4.6. Добывание пищи и воды

4.7. Лечение лекарственными растениями

5 Общая физическая подготовка
5.1 Общая физическая подготовка

5.2 тестирование учащихся.



Цели программы

Цель программы – формирование всесторонней, гармонично развитой личности обучающихся, через занятия спортивными видами туризма, краеведением.

Результат программы

Предметные результаты включают освоенный в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:

- формирование первоначальных представлений о значении туризма для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о позитивном влиянии туризма на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

- овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры...);

- формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);

- взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

- выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне;

-характеристику признаков техничного исполнения;

- выполнение технических действий из базовых видов туризма; применение их в игровой и соревновательной деятельности.

 

 

Материально-техническая база

Основу учебно-материальной базы составляет учебный класс, учебно­методическая литература; спортзал, оборудованный для возможного наведения технических туристских этапов, полигон для занятий по технике спортивного туризма и ориентирования на местности; инвентарь и снаряжение индивидуального и группового характера.

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, skype – общение, e-mail, облачные сервисы и т.д.)

 Групповое туристское снаряжение:

Рюкзак объёмом не менее 80 литров

палатка туристическая с тентом каркасно-дуговая) четырёхместная

тент от дождя

комплект котелков для приготовления пищи (8,9,10л)

компас жидкостной

костровое оборудование

навигационное устройство походного типа

спальный мешок

коврик теплоизоляционный

радиостанции

трекинговые палки

каска туристическая

комплект шин иммобилизационных вакуумных

носилки спасательные

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п/п НАИМЕНОВАНИЕ
1. Обувь (кроссовки, кеды, сапоги резиновые).
2. Носки простые и шерстяные.
3. Теплое нижнее бельё.
4. Штормовой, ветрозащитный костюм.
5. Нейлоновый беговой костюм.
6. Куртка тёплая.
7. Шапка тёплая.
8. Рукавички или перчатки тёплые.
9. Рукавицы брезентовые, перчатки для работы с верёвкой.
10. Свитер тёплый.
11. Накидка от дождя.
12. Набор личной посуды (кружка, миска, ложка, нож).
13. Рюкзак.
14. Страховочная система.
15. Индивидуальный пакет (спички, бинт, 2 таблетки обезболивающего в непромокаемом пакете.).
16. Карабины
17. Блокировка д-10мм, 5м.
18. Кольцо репшнур д-6мм.
19. Каска.
20. Приспособление для спуска, по перилам (восьмёрка).
21. Приспособление для подъёма по перилам (жумар).
22. Устройство для преодоления навесной переправы (трек, каталка).
23. Фонарь электрический налобный.
24. Запасные батарейки.
25. Компас.
26. Лыжи беговые или туристские. Ботинки. Палки.
27. Спальник.
28. Коврик.
29. Мешок непромокаемый для личных вещей.

 

ГРУППОВОЕ СНАРЯЖЕНИЕ.

№ п/п Наименование
1. Котлы.
2. Топор.
3. Нож.
4. Часы ручные механические.
5. репшнур
6. Сухой спирт.
7. Фляга для воды 1,5-2 л.
8. Палатка 3-5 местная с непромокаемым тентом.
9. Блокнот, ручка, линейка.
10. Верёвка основная диаметром 10мм, 40м.
11. Верёвка основная д-10мм, 50 – 60м.
12. Верёвка основная д-10мм, 20-25м.
13. Верёвка основная д-10мм, 30 м.
14. Верёвка вспомогательная (репшнур) д-6мм, 40м.
15. Карабин
16. Система для транспортировки пострадавшего.
17. Блок ролики.
18. Петли двойные, д-10мм, 3-5м.
19. Полотно для изготовления носилок.
20.Медицинская аптечка.
21. Ремонтный набор.
22. Костровые принадлежности (троссик и т.д.) из металла.
23. Фотоаппарат цифровой.
24. Картографический материал.
25. Курвиметр.
26. Газовая горелка.
27. Шант.
28. Зажим жумар двойной
29. Средства для подъёма по вертикальным перилам.
30. Пила двуручка или цепная.