БАСКЕТБОЛ

  • (1)

На протяжении всего периода обучения в спортивной школе баскетболисты проходят несколько возрастных этапов, на каждом из которых предусматривается решение определенных задач. Общая направленность многолетней подготовки юных спортсменов от этапа к этапу следующая:

– постепенный переход от обучения приемам игры и тактичес­ким действиям к их совершенствованию на базе роста физических и психических возможностей;

– планомерное прибавление вариативности выполнения приемов игры и широты взаимодействий с партнерами;

– переход от общеподготовительных средств к наиболее специа­лизированным для баскетболиста;

– увеличение собственно соревновательных упражнений в процес­се подготовки;

– увеличение объема тренировочных нагрузок;

– повышение интенсивности занятий и, следовательно, исполь­зование восстановительных мероприятий для поддержания не­обходимой работоспособности и сохранения здоровья юных баскет­болистов.

Задачи этапа начальной подготовки

1. Отбор способных к занятиям баскетболом детей.

2. Формирование стойкого интереса к занятиям.

3. Всестороннее гармоническое развитие физических способнос­тей, укрепление здоровья, закаливание организма.

4. Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.

5. Обучение основным приемам техники и тактическим действиям.

6. Привитие навыков соревновательной деятельности в соответствии с правилами мини-баскетбола.

Общие задачи учебно-тренировочного этапа

1. Повышение общей физической подготовленности (особенно гибкости, ловкости, скоростно-силовых способностей).

2. Совершенствование специальной физической подготовленности.

3. Овладение всеми приемами техники на уровне умений и навыков.

4. Овладение индивидуальными и групповыми тактическими дей­ствиями.

5. Индивидуализация подготовки.

6. Начальная специализация. Определение игрового амплуа.

7. Овладение основами тактики командных действий.

8. Воспитание навыков соревновательной деятельности по бас­кетболу.

Весь период подготовки на учебно-тренировочном этапе можно разделить еще на два по некоторой общности задач.

Педагоги

Кудряшов Юрий Дмитриевич

Сафин Румиль Ринатович

Сивякова Галина Ивановна

Низамов Гайса Гаязетдинович

Власова Ирина Петровна

Николаева Виктория Николаевна

Крымкин Николай Иванович

Спиридонова Татьяна Петровна

Спиридонова Татьяна Петровна

 

Цели программы

Формирование у обучающихся целостного представления о баскетболе, о физической культуре, возможностях в повышении работоспособности и улучшения состояния здоровья.

Результат программы

1.Овладеть всеми известными современному баскетболу приемами игры и уметь осуществлять их в разных условиях.

2.Уметь сочетать приемы друг с другом в любой последовательности в разнообразных условиях перемещения. Разнообразить действия, сочетая различные приемы.

3.Овладеть комплексом приемов, которыми в игре приходится пользоваться чаще, а выполнять их с наибольшим эффектом; острая комбинационная игра требует максимального использования индивидуальных способностей и особенностей.

4.Постоянно совершенствовать приемы, улучшая общую согласованность их  выполнения.

Тактическая подготовка

1.Быстрота сложных реакций, внимательность, ориентировка, сообразительность,творческая инициатива.

2.Индивидуальные действия и типовые взаимодействия с партнерами,основные системы командных действий в нападении и защите.

3.Сформировать умение эффективно использовать средства игры и

изученный тактический материал, учитывая собственные силы, возможности,внешние условия и особенности сопротивления противника.

4.Способность по ходу матча переключаться с одних систем и вариантовкомандных действий на другие.

 

Особые условия проведения

В процессе обучения отдельным игровым приемам выделяют несколько взаимосвязанных и взаимообусловленных этапов, в ходе которых с помощью специфических методов и средств решаются конкретные дидактические задачи.
1. Ознакомление с приемом.

Задача: создать четкое представление об изучаемом элементе техники. Методы обучения: словесный, наглядный,

Средства обучения: сообщение сведений о приеме, его месте и значении в игре; показ правильной техники выполнения приема; демонстрация плакатов, схем, кино-, фото- и видеоматериалов.

2.Изучение приема в упрощенных, специально созданных условиях.

Задача: освоить основную структуру игрового приема.

Meтоды обучения: практический (целостного и расчлененного упражнений).

Средства обучения: подводящие упражнения, базирующиеся на последовательном воспроизведении исходного положения, основных звеньев и деталей техники приема, включая фиксацию «граничных поз» (расположения звеньев тела в момент смены подготовительной, основной и завершающей, движения); выполнение приема-при искусственном ограничении свободы и амплитуды движения (например, при обучении броскам одной рукой с места учитель может с помощью картонной или фанерной планшетки принуждать занимающегося выполнять разгибательное движение бросающей рукой в одной плоскости, т. е. исключить грубую ошибку, связанную с отклонением локтя в сторону); выполнение приема на контролируемой скорости.

3.Углубленное разучивание приема.

3адача: освоить детали: техники выполнения приема.

Meтоды обучения: практический (целостного упражнения с избирательной отработкой деталей техники); игровой и соревновательный.

Средства обучения: целостное выполнение разновидностей приема на соревновательной скорости; упражнения в усложненных условиях (без зрительного контроля, с пространственно-временными ограничениями, в условиях условного противодействия); воспроизведение приема в сочетании с другими игровыми действиями; соревнования на быстроту и точность выполнения.

4. Целостное формирование двигательного навыка.

Задача: взаимосвязано совершенствовать технику и развивать специфические физические качества, необходимые для эффективной реализации данного игрового приема,

Me т о д ы о б у ч е н и я: сопряженных воздействий, круговой тренировки, игровой.

Средства обучения: упражнения сопряженного характера (например, серийное выполнение передачи одной рукой от плеча набивным мячом): чередование упражнений на технику и на развитие физических способностей (например, ведение мяча на месте с элементами жонглирования, далее – серия рывков без мяча); игровые задания комплексного характера; эстафеты и подвижные игры, предполагающие максимальную реализацию физического потенциала и качественное выполнение приема,

5.Ситуационное изучение приема

Задача: совершенствовать технику в условиях, приближенных к игровым.

Методы обучения: практический (целостного упражнения); моделирования ситуаций игрового противоборства.

Средства обучения: упражнения с воспроизведением конкретного приема в заданных ситуациях или с его вариативным применением в ответ на изменение обстановки (зрительный, звуковой сигнал); выполнение приема в ситуациях безусловного (активного) противодействия; взаимодействие с в условиях, моделирующих игровые.

6. Закрепление приема в игре.

Задача: развивать способность максимально воспроизводить свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства.

Memoды обучения: игровой, соревновательный.

Средства обучен и я: упражнения соревновательного характера; подвижные, подготовительные и учебные, включая игры, с целевым изменением правил (например, для акцентированного совершенствования передачи мяча одной рукой вводится запрет на все другие способы передач); участие в соревнованиях; выполнение заданий, требующих скоростного и качественного применения приема в обстановке состязания при внезапно возникающем противодействии или смене игровых ситуаций.

Материально-техническая база

Спортивный игровой зал в здании спортивно-оздоровительного комплекса "ФАКЕЛ" с.Новая Малыкла

Баскетбольная форма, баскетбольные мячи, скакалки.