Азбука экологической безопасности (Новые места)

В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности обучающихся, формирования их научного мировоззрения.

       Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

      Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Обучающиеся также  включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

   Данный курс содержит новые понятия и материалы, не содержащиеся в изучении предмета биология. Программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии  и предполагает углубленное изучение предмета биология.

    

  Актуальность программы

  Данная программа включает в себя прогрессивные научные знания и достижения современной экологии, медицины, биологии   и предполагает углубленное изучение предмета биология.

  Программа позволяет удовлетворить познавательные интересы обучающихся в сфере экологии, биологии и охраны здоровья человека, способствует формированию коммуникативных качеств личности школьников, развитию их творческих способностей, формированию метапредметных умений и навыков, универсальных учебных действий.

     Значительное количество занятий отводится на проектную деятельность, что в значительной мере способствует формированию у школьников регулятивных, коммуникативных, личностных УУД. В ходе работы в группах обучающиеся формируют и развивают способность определять траекторию своего развития, ставить цели, задачи, намечать пути решения, осуществлять само и взаимопроверку. Работа над коллективными проектами позволяет обучающимся повышать коммуникативную компетентность. Они учатся организовывать учебное сотрудничество с одноклассниками и учителем, работать группами и в парах, находить общее решение, разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

    Новизна программы проявляется в особенностях её планирования. Программой предусмотрено экскурсии,  чередование теоретических занятий с практическими,  выполнение творческих работ. Значительное количество времени отводится на овладение обучающимися технологии проектной деятельности.

Уровень программы – базовый.

Адресат программы:   обучающиеся 8-9 классов, 13-15 лет общеобразовательных  учреждений, которые проявляют повышенный интерес к экологии, биологии, химии.

Подростковый возраст  участников группы предполагает становление личности, нравственного  сознания, самосознания, стремление к самостоятельности действия.

Срок освоения программы - один год.

Общее количество часов, необходимых для освоения программы «Азбука экологической безопасности»  - 70 часов

Форма обучения - очная

Наполняемость учебных групп: 12-15 человек. Группы могут быть либо одного возраста, либо разновозрастные, состав постоянный в течение учебного периода. Группы создаются независимо от уровня учебных способностей обучающихся, по желанию.

Режим занятий: Обучающиеся могут заниматься по данной программе  1 раз в неделю по 2 часа( продолжительность занятия 45 минут, между занятиями перерыв 15 минут).

Педагоги

Сиротина Галина Викторовна, учитель биологии, высшей категории

Содержание программы

 

Раздел 1. Человек в биосфере (5ч).

Основные этапы взаимодействия общества и природы. История отношений человека и природы. Последствия деятельности человека. Снижение биоразнообразия на Земле. Закон социальной экологии как норматив антропогенной деятельности. Влияние глобализации на развитие человечества. Концепция устойчивого развития.

1. Раздел 2. Значение живых организмов в природе и жизни человека (10ч.)

Значение леса в природе и жизни человека. Воздухоохранная роль леса: регулирование баланса кислорода и углекислого газа, влияние на микроклимат, ослабление радиации, защита от шума, выделение фитонцидов. «Космическая» роль леса. Лекарственные ресурсы леса. Рекреационное значение лесов. Уникальные лесные массивы. Леса Ульяновской области. Красная книга Ульяновской области.

Ядовитые представители флоры и фауны Ульяновской области.

Ядовитые растения Ульяновской области. Зависимость степени ядовитости от освещённости, влажности, стадии развития растений. Признаки отравления. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями.

Ядовитые животные Ульяновской области. Первая доврачебная помощь при повреждении кожных покровов насекомыми, при укусе ядовитых змей.

 

 

Раздел 3. Химическое загрязнение среды и здоровье человека (12 ч.)

Современное состояние природной среды. Глобальные экологические проблемы: парниковый эффект, кислотные дожди, уничтожение лесов, разрушение почв, опустынивание. Региональные экологические проблемы: загрязнение воздуха, воды, воздуха, проблема мусора.

Диоксины – химическая чума 21 века. Источники поступления диоксинов в окружающую среду. Признаки поражения диоксинами. Опасность диоксинов. Последствия воздействия диоксинов на здоровье человека

Нитраты, пестициды и болезни людей.

Пагубные последствия бесконтрольного использования удобрений и гербицидов в сельском хозяйстве.

 

Антибиотики: мифы и реальность.

Плюсы и минусы антибиотиков. «Старые» антибиотики. Побочные действия антибиотиков. Перенасыщение организма лекарствами и последствия для генофонда. Аллергия на лекарства. Непереносимость лекарств.

Влияние звуков на человека.

Слуховая чувствительность. Шумовое загрязнение, уровень шума. Шумовая болезнь. Роль зелёных растений в снижении в снижении шума.

Радиация в биосфере.

Источники радиоактивного загрязнения биосферы. Влияние радионуклидов на организм человека.

Раздел 4. Городские и сельские экосистемы (9ч)

Общая характеристика городских и сельских экосистем. Энергопотребление и потоки веществ в городских и сельских экосистемах. Влияние городской и сельской среды на здоровье человека. Влияние автотранспорта на окружающую среду. Экологизация автотранспорта. Проблема твердых бытовых отходов, их утилизация. Сортировка и переработка отходов. Производство биологически разлагаемых материалов. Водосбережение и энергосбережение в городских и сельских экосистемах. Озеленение городов и сёл.

 

Раздел 5. Экология жилища и здоровье человека (10 ч)

Квартира как экосистема.

Составляющие экосистемы квартиры. Отделочные материалы, оценка их безопасности. Источники загрязнения в жилище. Использование фитонцидных растений в интерьере.

 

Холодные и тёплые цвета. Происхождение названий цветов Психологическая характеристика цвета, воздействие на организм. Цветотерапия. Требования к цвету в интерьерах жилых, общественных и производственных зданий. Цвет в трудовой и учебной деятельности.

Раздел 6. Безопасное питание (11 ч).

Посуда пищевого назначения. Посуда из стекла, керамики, пластмассы. Тефлоновая посуда. Пищевая посуда и здоровья.

Вода и здоровье.

Вода, ее роль в организме. Газированные напитки. Влияние газированных напитков на здоровье.

 

Пищевые добавки

Классификация пищевых добавок, их влияние на организм человека.

 Диеты и культура питания

Рациональное питание, нормы питания. Диеты. Вегетарианское питание. Сыроедение Проблемы, связанные с неправильным питанием: анорексия, ожирение, заболевания.

 Раздел 7. Адаптация человека к окружающей среде (9ч).

Проблемы адаптации человека к окружающей среде.

Способность адаптироваться к новым условиям. Напряжение, утомление. Спринтеры и стайеры.

Биологические ритмы.

Классификация биоритмов: физиологические, экологические (сезонные, суточные, приливные, лунные). Ритмические явления природы. Фотопериодизм.

Влияние биоритмов на физическую работоспособность. «Голубь», «жаворонок», «сова». Их совместимость в общежитиях. Учёт и использование биоритмов в повышении производительности труда, лечении и профилактике заболеваний.

Защита творческих проектов (4ч).

Цели программы

Цель курса: сформировать представления о взаимосвязи здоровья человека и состояния окружающей среды

Результат программы

Личностные результаты:

1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2.реализация установок здорового образа жизни;
3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

4. формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметные:
1. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе и т.п.),

3. анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

1.пути решения экологических проблем, связанных с деятельностью человека;

2. влияние факторов среды на генофонд человека;

3.значение рационального питания для здоровья человека;

4.роль биоритмов на жизнедеятельность;

5.особенности квартиры как экосистемы;

6. способы избавления от бытовых отходов;

7. особенности среды и заболевания, связанные с ней (профессиональные, природно-очаговые, сезонные, грибковые, вирусные и бактериальные заболевания, СПИД, гепатит С), меры профилактики заболеваний;

8. последствия применения диоксинов, пестицидов, нитратов для здоровья;

9. последствия употребления пищевых добавок, газированных напитков.

Обучающиеся должны уметь:

1. выявлять и характеризовать позитивное и негативное влияние абиотических факторов на состояние здоровья человека;

2.осознавать опасность антропогенной деятельности при её бесконтрольности;

3. проводить исследование помещения на соответствие его экологическим нормативам;

4.соблюдать правила применения препаратов бытовой химии;

5. выявлять основные стрессогенные факторы среды;

6. определять свой хронобиотип;

7. анализировать с экологической точки зрения состояние квартиры;

8. грамотно оформлять полученные результаты исследований в виде отчётов, таблиц;

9. определять собственную позицию по отношению к экологическим проблемам современности, которые отражаются на здоровье человека;

10. использовать ресурсы Интернета, работать с учебной и научно-популярной литературой, с периодическими изданиями.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое оснащение программы

Для проведения занятий необходим учебный кабинет, оснащенный системами

водоснабжения, вентиляции.

Мебель кабинета:

Учебные столы – 8.

Стол педагога – 1.

Стол демонстрационный – 1.

Стулья – 16.

5

Шкафы лабораторные – 3.

Вытяжной шкаф – 1.

Сейф для хранения реактивов – 1.

Стенд информационный – 1.

Стенд выставочный – 2.

Шкаф-витрина – 1.

Оборудование:

Компьютер – 1.

Проектор – 1.

Интерактивная доска – 1.

Лабораторная посуда и оборудование с указанием количества:

Атмосферный и водный пробоотборники – 3.

Весы учебные, разновесы – 8.

Воронка делительная цилиндрическая на 50 мл – 4.

Воронка стеклянная – 4.

Гигрометр – 1.

Индикаторные трубки для определения углекислого газа – 4.

Калькулятор – 8.

Колба коническая на 50 мл – 4.

Колбы на 500 мл с пробками – 4.

Ложка для сжигания веществ – 4.

Микроскоп – 8.

Палочка стеклянная – 8.

Пинцет – 8.

Пипетка градуированная для титрования с отрезком трубки и со шприцем-дозатором – 8.

Пипетка-капельница полимерная на 1 мл и 3 мл – 8.

Пресс для сбора и сушки гербария – 8.

Пробирки – 5.

Секундомер – 8.

Склянка с меткой 2,5 мл – 1.

Химический стакан на 250 мл – 2.

Химический стакан на 100 мл – 2.

Химический стакан на 50 мл – 2.

Цилиндр мерный – 5.

Чашки Петри с крышками и стерильными питательными средами – 3.

Штатив для пробирок – 3.

Штатив лабораторный – 2.

Щипцы лабораторные тигельные – 8.

Электронные лабораторные весы – 2.

Реактивы:

Агар-агар или желатин – 8 уп.

Активированный уголь – 40 уп.

Индикатор универсальный –10 шт.

Калиевая соль – 400 г.

Клей БФ – 2 фл.

Клей ПВА – 30 фл.

Крем для рук – 4 тюб.

Медный купорос – 1000 г.

Мыло жидкое – 2 фл.

Набор эфирных масел – 2 шт.

6

Настойка валерианы – 2 фп.

Натриевая соль – 200 г

Натрия тетраборат – 15 фл.

Нашатырный спирт – 2 фл.

Пена для бритья – 4 фл.

Перекись водорода – 4 фл.

Перманганат калия – 4 фл.

Пищевая краска – 30 пак.

Силикат натрия – 500 г.

Сода – 4 уп.

Уксус – 2 фл.

Фильтр бумажный – 8 уп.

Этиловый спирт – 1 л.

Оборудование для цветоводства:

Грунт универсальный (5 л.) – 4 уп.

Горшочки для рассады – 60 шт.

Горшки для растений – 30 шт.

Дренаж – 4 уп.

Листья или побеги традесканции или другого растения.

Луковицы растений – 16 шт.

Образцы почвы – 4 шт.

Совочки – 15 шт.

Удобрения (разные) – 4 уп.

Педагог, занятый в реализации программы, должен соответствовать требованиям профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298-н.