Основы предпринимательской деятельности

Способствует формированию социально-активной личности, ориентированной на самоутверждение и самореализацию. Кроме того, содержание программы может способствовать профессиональному самоопределению, так как изучаемые темы дают знания и умения, а также позволяют сформировать навыки организаторской деятельности и лидерских способностей.

Педагоги

Шпилевая Надежда Павловна - заместитель директора по информационно-библиотечной работе

Содержание программы

Введение (2 час.)

1. Предпринимательство и его место в современной экономике (6 час.)

1.1. Понятие предпринимательства.

1.2. Малый бизнес и условия его развития. Роль малого бизнеса в экономике страны.

2.3. Система поддержки малого предпринимательства.

2. Организация предпринимательской деятельности

3.1. Организационно-правовые формы предпринимательства.

3.2. Виды предпринимательской деятельности, их особенности.

3.3. Регистрация и лицензирование.

3.4. Понятие сделки, виды сделок. Особенности и характеристики различных видов сделок.

3.5. Договор – основа сделки.

4.Финансированиепредпринимательской деятельности

4.1. Организация финансирования предпринимательской деятельности.

4.2. Финансово-экономическая деятельность малого предприятия.

4.3. Налогообложение.

5. Взаимоотношения с партнёрами

5.1.Конкуренция предпринимателей.

5.2. Коммерческие связи между партнерами.

5.3. Франчайзинг как смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства.

5.4. Венчурный бизнес.

6. Культура предпринимательской деятельности

6.1. Деловая этика и этический кодекс.

6.2. Корпоративная культура.

6.3. Этикет предпринимателя.

6.4. Организация деловых контактов.

6.5. Культура речи предпринимателя.

6.6. Внешний облик и манеры делового человека.

1. Трудовые ресурсы в предпринимательстве.

Теория. Формирование трудовых отношений. Документы, необходимые при приеме на работу.

Общие правила составления трудовых договоров. Обязательные условия договора, дополнительные условия трудового договора. Прекращение трудового договора: добровольное и принудительное прекращение трудовой деятельности. Порядок расторжения трудового договора, увольнение сотрудника по желанию предпринимателя,

Порядок оформления увольнения сотрудника.

Практика. Оформление трудового договора.

2. Маркетинг в предпринимательской деятельности.

8.1. Понятие, цель маркетинга.

Теория. Маркетинг как наука его основные понятия и инструменты. Рынок. Его специфика и жизненный цикл товаров. Целесообразность маркетинговых стратегий. Классификация маркетинга. Основной принцип маркетинга. Основные задачи и функции маркетинга. Роль маркетинга в предпринимательстве. Маркетинговые стратегии. Методы ценообразования. Продвижение товаров. Рекламные акции. Реклама продукции. Эффективность рекламной кампании.

Практика. Маркетинговое исследование реального рынка товаров и услуг в Ульяновске. Изучение рекламных продукций, работа с рекламными проспектами различных фирм. Создание программы продвижения товаров. Создание рекламного объявления.

8.2. Товар и его место в предпринимательской деятельности.

Теория. Понятие товара и услуги. Товарная марка. Бренд. Ассортиментная группа. Рыночная ниша. Качество, стандартизация и сертификация товара. Формирование цены товара. Методы ценообразования. Рынок товаров и услуг. Исследования спроса и предложения (товара и услуги).

Практика. Книга учета движения товаров. Решение кейсов.

3. Правовые основы предпринимательства.

9.1. Нормативно- правовые основы предпринимательства.

Теория. Судебная защита прав и законных интересов граждан в сфере предпринимательства.

Правовая ответственность предприятий за экологические преступления.

Практика. Составление сравнительной таблицы "Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности в России«.

9.2. Защита прав потребителя.

Теория. Закон РФ «О защите прав потребителя». Работа с материалами закона прав потребителя.

Практика. Решение кейсов.

10. Бизнес-планирование.

10.1. Планирование в малом бизнесе и его основные элементы.

Теория. Бизнес-план и его структура. Сущность и назначение бизнес-плана. Требования, предъявляемые к структуре и содержанию бизнес-плана. Методика составления бизнес-плана. Этапы разработки бизнес-плана и его структура. Содержание основных разделов бизнес-плана и рекомендации по их составлению. Типичные ошибки бизнес-планирования.

Практика. Разработка собственного бизнес-плана.

10.2. Предпринимательский риск.

Теория. Критерии эффективности проекта. Риск в деятельности предпринимателя и причины его возникновения. Виды рисков. Способы защиты. Хеджирование.

Практика. Дискуссия и разбор конкретных ситуаций – решение кейсов. Ситуация для анализа "Насколько оправдан риск?"

11. Подготовка проектов, защита проектов.

12. Итоговое занятие.

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития школьников, формирования общей культуры.

Результат программы

К окончанию учебной программы школьник

должен знать:

ü теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы):

ü о формах предпринимательства и их различиях;

ü о видах конкуренции;

уметь:

ü характеризовать: функции денег, основные виды налогов;

ü объяснять: содержание прав и обязанностей налогоплательщика, предпринимателя, наёмного работника; действие закона спроса и предложения;

ü анализировать информацию об экономической жизни страны, региона из адаптированных источников различного типа;

ü характеризовать экономику семьи, анализировать структуру семейного бюджета;

ü применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Сформированы личностные качества:

ü умеет легко переходить с теоретической части занятий на практикум, и наоборот;

ü проявляет уважительно-доброжелательное отношение к окружающим;

ü целеустремлённость, трудолюбие.

Материально-техническая база

Ü Ноутбук;

ü Проектор;

ü Экран;

Методические и дидактические материалы: книги, наглядные пособия, раздаточный материал.