Увлекательный татарский язык

Обучение татарскому языку базируется на связи с историей и культурой данного народа, историей и культурой других народов, проживающих в Ульяновской области; воспитывает такие понятия татарской и общечеловеческой этнокультуры, как уважение и внимание по отношению к окружающим людям, природе, семейным ценностям, национальным обычаям и традициям.

Педагоги

Алексеева Дина Джамиловна

Содержание программы

Республика Татарстан. (30ч.)

Рассказы о Волжской Булгарии.

Понятие «племя», «народ», "предок".

Предки татар – булгары.

Города и аулы Булгарии.

Старинные городаТатарстана: Тетюши, Арск, и т.д.

Внешний город. Ханский дворец, мечеть, мектеб, медресе.

Население городов: купцы, ремесленники, воины, гончары,плотники.

Изба. Убранство в избе.

Предметы обихода, вещи как символ эпохи и старины. Экскурсия в музей.

Предание о Казани.

Набеги монголов на русские княжества, на Волжскую Булгарию. Два предания о том, почему город назван Казанью.

О современной республике Татарстан. Численность населения.

Государственные символы республики Татарстан: герб, флаг, гимн.

Государственные символы республики России: герб, флаг, гимн.

Татарские поэты и писатели (оформление стол-книжки)(6ч)

"Племя«, «Народ», "Аулы".

Татарские поэты и писатели (оформление стол-книжки).

Произведения Г.Тукая "Шурале".

Произведения Г.Тукая "Туган тел".

Стихотворения Шауката Галиева, рассказ Аппаковой "Йолдызкай".

Выучить стихотворения Мусы Джалиля с детьми.

Решение кроссвордов, ребусов.

 

Моя семья.(4ч.)

Наши родные и близкие (устные рассказы о семье).

Родословие.

Составление рассказа "Родословная нашей семьи".

Происхождение отдельных татарских имён и фамилий.

Особенности татарской национальной кухни.

Оформление альбома "Любимые блюда нашей семьи: бялеш, чак-чак, перемячи, очпочмак и др".

Мы в гостях у родственников. Правила поведения в гостях.

Составление презентации "Моя семья".

 

Устное народное творчество. (22ч.)

Ознакомление былинами, сказаниями.

Изготовление книжки с татарскими сказками.

Оформление выставки.

Пословицы и поговорки о дружбе.

Сочинение истории по пословице.

Загадки, скороговорки, головоломки, шутки – прибаутки.

Придумывание головоломок.

Народные игры:"Кап-коп«, «Кария – Закария» и др.

Татарский музыкальный фольклор: народные песни...

Оформление альбома со сказками.

Подвижные игры «птицы улетели» и т.д.

Изготовление мини-книжки.

Чтение сказки "Ике кэжэ".

Ознакомление со сказкой "Аулак ой".

Инсценирование сказки.

Конкурс рисунков по сказкам.

Бытовые и обрядовые песни.

Старинные песни.

Стих. М Джалиля "Кызыл ромашка".

Изготовление Мини книжки со стихами татарских писателей.

 

Культура татарского народа. (48ч.)

Беседа: "Что такое народная культура?"

Понятие о народной культуре, о многообразии видов народной художественной культуры.

Национальные музыкальные инструменты: гармун, кубыз, курай....

Народные песни.

Татарские композиторы. Татарские художники.

Прослушивание музыки.

Классический татарский коллективный танец "ЭпипЭ".

Отличия городского и сельского национальных костюмов.

Татарские узоры в народных костюмах.

Народные названия узоров, сюжеты вышивок.

Выполнение рисунков народного костюма.

О чем говорит национальный костюм?

Татарская одежда, обувь, украшения.

Татарская национальная одежда у женщин.

Татарская национальная одежда у мужчин.

Конкурс рисунков.

Национальный орнамент.

В гостях у музыкальной коробки".

"Бабушкины советы."

"Алло, мы ищем таланты«

Конкурс песен.

Знакомство с искусством национальной архитектурой.

Требования к знаниям:

знать особенности культуры татарского народа.

Требования к умениям:

уметь отличать культуры других народов.

Татарские народные праздники. (32ч.)

Старинные татарские обычаи: обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем

Роль праздников в жизни татарского народа.

Традиционные праздники татарского народа: «Сабантуй» – праздник весны, труда, дружбы.

Национальные особенности игры.

Игры на народном празднике.

Шуточные соревнования.

Праздник "Каз омэсе".

Старинные игры.

Игровые и хороводные.

Праздничное поведение.

Праздничное поведение.

Традиции гостеприимства.

Старинные игры и развлечения молодежи на праздниках.

Праздничные блюда. Презентация.

Оформление альбома с национальными блюдами.

Праздничные костюмы в старину.

Заучивание стихов.

День татарской культуры и языка.

Подведение итогов.

 

("Омэ" – помощь), "Сабатуй".

Итоговое занятие-праздник "Венок дружбы".

Цели программы

создать условия для всестороннего развития личности школьника на основе личностно-ориентированной, туристско-краеведческой деятельности

Результат программы

- обогащение словарного запаса школьника, формирование правильного произношения звуков, свойственных татарскому языку, развитие связной речи

-приобщение к культуре, традициям и обычаям татарского народа, знакомство с устным народным творчеством, с произведениями известных татарских поэтов и писателей

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

имеется