РЕЧЕЦВЕТИК (платные услуги)

 

Полноценное гармоничное развитие ребенка невозможно без воспитания у него правильной речи. Такая речь должна быть не только правильно оформленной с точки зрения подбора слов (словаря), грамматики (словообразования, словоизменения), но и четкой и безупречной в плане звукопроизношения и звуко-слоговой наполняемости. Среди разнообразных речевых расстройств в детском возрасте часто встречается фонематическое недоразвитие речи. Развитие фонематического слуха и восприятия является одной из важнейших задач, стоящих перед родителями и логопедами. Отставание в развитии фонематического слуха и фонематического восприятия создает серьезные препятствия для успешного усвоения программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Актуальность программы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха.

Следует признать, что в настоящее время, 60% детей дошкольного возраста наблюдается средний уровень сформированности фонематического восприятия и слуха. У таких детей наблюдается недостаточное умение дифференцировать слоги и фонемы, чаще всего у них несформиррованы навыки элементарного звукового анализа и синтеза. Таким образом, проблема формирования фонематических процессов у дошкольников является актуальной. Так как развитие фонематического слуха и восприятия положительно влияет на становление всей речевой системы, а ранее выявленные дети с фонематическим недоразвитием речи и оказание им логопедической помощи в специально организованных условиях помогает корригировать речевую функцию у дошкольников, предотвращая возникновение дисграфии и дислексии.

Поэтому необходимо включить данную общеобразовательную общеразвивающую программу по развитию фонематического восприятия в дополнительное образование, в связи с нормативными актами Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», Письма Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей» и социальной ситуацией развития детей дошкольного возраста. Необходимо создать социальное пространство для развития и формирования фонематического слуха и восприятия, а так же определить систему социальных условий при взаимодействии с детьми дошкольного возраста.

Отличительной особенностью программы является то, что она разработана на основе онтогенеза речевого развития детей дошкольного возраста и представляет собой профилактический подход к преодолению речевых нарушений у старших дошкольников.

Программа «Речецветик» направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), а также сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.                    

 

Педагоги

Учитель-логопед:  Спиридонова Елена Сергеевна

Образование: высшее педагогическое 

Квалификационная категория: первая

Содержание программы

Учебно-тематический план
по развитию фонематического слуха и восприятия «Речецветик:
Месяц Неделя Тема /краткое содержание
Октябрь I Тестовая диагностика: Обследование речи, тонкой общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями/под ред. Кабановой Т. В.
Обработка и анализ результатов обследования. Составление речевого профиля на обследуемых детей.
II Раздел 1. Развитие темпа, координации речи и движения.
Тема: Развитие чувства темпа и ритма.
Тема: Развитие координации речи и движения.
III Раздел 2. Развитие мелкой моторики рук.
Тема: Развитие мелкой моторики без речевого сопровождения.
Тема: Развитие мелкой моторики с речевым сопровождением
IV Раздел 3. Развитие дыхания.
Тема: Развитие речевого дыхания без речевого сопровождения.
Тема: Развитие речевого дыхания с речевым сопровождением.
Ноябрь I Раздел 4. Развитие артикуляционного аппарата.
Тема: Статистические упражнения, направленные на выработку правильной позы артикуляционного аппарата.
Тема: Динамические упражнения, направленные на правильное выполнение движений органами артикуляционного аппарата.
II Раздел 5. Обогащение словаря, знакомство с многообразием слов.
Тема: Знакомство с многообразием слов, моделированием и звучанием.
Тема: Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги.
III Раздел 6. Развитие фонематического слуха, слухового восприятия.
Тема: Знакомство с фонемами родного языка. Гласные и согласные звуки.
Тема: Знакомство с гласным звуком [А]. Буква А.
IV Тема: Знакомство с гласным звуком [У]. Буква У.
Тема: Звуки [А-У].
Декабрь I Тема: Знакомство с гласным звуком [О]. Буква О.
Тема: Знакомство с гласным звуком [И]. Буква И.
II Тема: Звуки [А-У-О-И].
Тема: Знакомство с согласным [М-Мь]. Буква М.
III Тема: Знакомство с согласным [Н-Нь]. Буква Н.
Тема: Знакомство с согласным [П-Пь]. Буква П.
IV Тема: Знакомство с согласным [Б-Бь]. Буква Б.
Тема: Знакомство с согласным [Г-Гь]. Буква Г.
Январь I Тема: Знакомство с согласным [К-Кь]. Буква К.
Тема: Знакомство с согласным [Д-Дь]. Буква Д.
II Тема: Знакомство с согласным [Т-Ть]. Буква Т.
Тема: Знакомство с согласным [В-Вь]. Буква В.
III Тема: Знакомство с согласным [Ф-Фь]. Буква Ф.
Тема: Знакомство с согласным [Х-Хь]. Буква Х.
IV Тема: Знакомство с гласным звуком [Э]. Буква Э.
Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [П-Б].
Февраль I Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [Т-Д].
Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [В-Ф].
II Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [К-Г].
Тема: Знакомство с гласным звуком [Э]. Буква Э.
III Тема: Знакомство с согласным звуком [С-Сь]. Буква С.
Тема: Знакомство с согласным звуком [З-Зь]. Буква З.
IV Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [С-З], [Сь-Зь].
Тема: Знакомство с согласным звуком [Ц]. Буква Ц.
Март I Тема: Дифференциация согласный звуков [С-Ц].
Тема: Знакомство с согласным звуком [Ш]. Буква Ш.
II Тема: Знакомство с согласным звуком [Ж]. Буква Ж.
Тема: Дифференциация согласных звуков по глухости-звонкости [Ш-Ж].
III Тема: Дифференциация согласных звуков [С-Ш].
Тема: Дифференциация согласных звуков [З-Ж].
IV Тема: Знакомство с согласным звуком [Ч]. Буква Ч.
Тема: Знакомство с согласным звуком [Щ]. Буква Щ.
Апрель I Тема: Дифференциация согласных звуков [Ч-Щ].
Тема: Знакомство с гласным звуком [Ы]. Буква Ы.
II Тема: Звуки [Ы-И].
Тема: Знакомство с согласным звуком [j]. Буква Й.
III Тема: Знакомство с гласными буквами Я, Е, Ё, Ю.
Тема: Знакомство с согласным звуком [Л-Ль]. Буква Л.
IV Тема: Знакомство с согласным звуком [Р-Рь]. Буква Р.
Тема: Дифференциация согласных звуков [Л-Р], [Ль-Рь].
Май I Дидактические игры по формированию фонематического восприятия.
Тема: Буква-слог-слово-предложение.
Тема: Схемы разбора предложения.
II Дидактические игры по формированию фонематического восприятия.
Тема: Фонематический анализ слов.
Тема: Фонематический синтез слов.
III Тема: Игры с буквами.
Раздел 7: Обогащение словаря, развитие связной речи.
Тема: Развитие связной речи «Весна». "Насекомые".
IV Тема: Развитие связной речи "Цветы«.
Тема: Итоговое занятие «На лугу» (развитие диалогической и монологической речи).

Результат программы

 

Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по формированию и развитию фонематического восприятия, дети старшего дошкольного возраста должны владеть следующими умениями и навыками:

По формированию фонематического восприятия:

· уметь различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка;

· осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи;

· последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять звуковые его элементы;

· определять последовательность и количество звуков в слове;

· владеть навыками звукового анализа и синтеза;

· знать и различать графические начертание букв, быть подготовленными к усвоению программы школы.

Развитие социально-личностной компетентности ребенка дошкольного возраста: социализация ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни, общественных отношений, включая в себя ряд психологических критериев, как:

· толерантность;

· адаптивность;

· уверенность в себе;

· нацеленность на успех;

· самостоятельность;

· ответственность;

· проявлять себя частью коллектива;

· умение выстраивать отношения и учитывать интересы других людей.

Метапредметные результаты:

· коммуникативные (овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками);

· регулятивные (овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции);

· познавательные (способность решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту).

Реализация данной дополнительной программы должна проходить на групповых занятиях, проводимых в соответствии с учебно-тематическим планом логопедической работы социально-педагогической направленности в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий.

 

Особые условия проведения

Программа предназначена для воспитанников старшей, подготовительной групп дошкольного учреждения с фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.