Природа и цивилизация

Новизна программы «Природа и цивилизация» заключается в объединение биологического, экологического к изучению системы Человек-Природа. Программа не нарушает целостности базовой общеобразовательной подготовки и построена на принципе преемственности и согласованности с общеобразовательной школой.

Адресат программы – учащиеся старших классов общеобразовательной школы в возрасте 14-16 лет. Психологическими особенностями детей данного возраста являются стремление почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе, способность к абстрактному мышлению, анализу и обобщению фактов в сочетании. В этом возрасте идёт интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Но мировоззрение, нравственные идеалы, моральные принципы не приобрели для него устойчивость, их легко разрушают мнение товарищей, противоречие жизни. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет формироваться его личность. Наблюдения красот природы, изучение принципов построения, участие в природоохранной работе совместная творческая деятельность способствует формированию положительных нравственных качеств.

Педагоги

Новикова Валентина Николаевна, учитель биологии

Содержание программы

Раздел 1. Введение.

Тема: Введение в программу.

 

Раздел 2. Наука экология.

Тема: Предмет изучения экологии.

Тема: Экосистема – сообщество живых организмов.

Тема: Взаимоотношения между организмами в природе.

 

Раздел 3. Карта "Экосистемы России".

Тема: Экосистемы России.

Тема: Экосистемы тундры.

Тема: Лесные экосистемы и их экологические особенности.

Тема: Луговые экосистемы и их экологические особенности.

Тема: Болотные экосистемы и их экологические особенности.

 

Раздел 4. Заключение.

Тема: Подводим итоги.

Цели программы

Цель программы – создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного понимания возможности применения экологических знаний.

Результат программы

Требования к результатам освоения курса «природа и цивилизация» определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение программы «Природа и цивилизация» даёт обучающимся возможность достичь следующих личностных результатов:

– знание основных принципов и правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– реализация установок здорового образа жизни;

– сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

– формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

– развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала являются:

– умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

– умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

– умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты освоения программы:

по окончании обучения по данной программе обучающийся должен знать:

– историю становления науки экологии;

– современные направления развития экологии;

– примеры взаимосвязи живой и неживой природы в общей картине мира;

– алгоритм проведения и современные методы представления

учебно-исследовательских работ;

– правила грамотного поведения в природе;

– правила пользования справочной и методической литературой (определители, региональные научные сборники, экологические словари и справочники);

– пользоваться наблюдательными приборами (микроскопы, лупы и т.д.).

должен уметь:

– характеризовать современные направления развития экологии;

– приводить примеры взаимосвязи живой и неживой природы в общей картине мира;

– составлять алгоритм проведения и современные методы представления учебно-исследовательских работ;

– сознательно соблюдать правила грамотного поведения в природе;

– пользоваться справочной и методической литературой (определители, региональные научные сборники, экологические словари и справочники);

– пользоваться наблюдательными приборами (микроскопы, лупы и т.д.).

– планировать проведение учебно-исследовательской работы;

– представлять учебно-исследовательскую работу различными способами.

Особые условия проведения

Для учащихся Средней школы № 82.

Материально-техническая база

.