«Основы предпринимательства»

Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования, федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» способствует созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения.

Актуальность программы определяется тем, что за последние годы в Российской Федерации заметно активизировалось развитие малого и среднего бизнеса, увеличилась потребность в формировании нового поколения молодых предпринимателей – экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях. В связи с этим одним из приоритетных направлений образования является обучение учащихся основам предпринимательства.

Педагоги

Захарова Екатерина Ивановна

Содержание программы

Становление предпринимательства.Теория. Понятие и сущность предпринимательства. Функции и условия предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты предпринимательства. История предпринимательства в России. Виды предпринимательской деятельности. Организационно-правовые формы предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности. Малое предпринимательство. Го­сударственная поддержка предпринимательства. Налогообложение малых предприятий. Практика. Практические работы. 

2. Производство товаров и услуг как основа предпринимательства.Теория. Понятие о предпринимательской идее. Банк предприниматель­ских идей. Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнес-плана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке. Понятие об иннова­циях и инновационной деятельности. Внутренние и внешние причи­ны нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных технологиях е предпринимательстве, основные функции информационных технологий в предпринимательской дея­тельности. Основные программы, используемые в бизнесе. Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.

3. Барьеры в предпринимательской деятельности.Теория. Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в предпринимательской деятель­ности. Государственное регулирование предпринимательской деятель­ности. Формы государственного регулирования экономики. Позитив­ные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном регулировании, методы борь­бы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности продук­ции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость продукции. Виды, структура себестоимости- Кальку­ляция, статьи расходов для калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и стратегии цено­образования. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и прин­ципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль, НДС. Налог на доход физических лиц.Практика. Практическая работа по теме «Риски в работе предпринимателя», решение задач

4. Прибыль как цель предпринимательства.Теория. Прибыль как один из основных показателей успешности пред­приятия. Функции прибыли, главные показатели прибыли на пред­приятии. Основные методы планирования прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом ме­неджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и добавочный капитал, фонды специального назначе­ния и целевого финансирования. Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных бумаг. Использова­ние финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности ис­пользования трудовых ресурсов: производительность труда, норма вре­мени, норма выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов: материалоемкость, материалоотдача, коэф­фициент использования материалов. Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия: платежеспособ­ность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект. Отчетность предприятия: налоговая, управлен­ческая, финансовая, внутренняя. Формы и виды финансовой отчет­ности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на пред­приятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия. Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций.

5. Составляющие успешности предпринимательской деятельности.Теория. Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объек­ты и субъекты управления, структура управления персоналом. Функ­ции и методы управления персоналом. Понятие о маркетинге. Ос­новные функции и направления маркетинговых исследований. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта. Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность предпринимателя. Характеристика дело­вых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе. Функции и со­ставляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. 

6. Мотивация предпринимательской деятельности.Теория. Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя. Нормы и источники права. Ответственность пред­принимателей: уголовная, административная, налоговая, граждан­ско-правовая, материальная, дисциплинарная. Обучение предприни­мательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии, Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели само­менеджмента. Основные этапы процесса самоменеджмента. Мотива­ция в деятельности предпринимателя. 

7. Защита индивидуального проекта

Цели программы

Формирование у учащихся системы практически ориентированных знаний и навыков в области осуществления хозяйственной деятельности, что должно их подготовить к самостоятельной предпринимательской деятельности

Результат программы

Личностные результаты:мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и экономической государственной жизни;заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, благополучия и процветания своей страны;ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; способность к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;целостность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции, его труду, предпринимательской деятельности; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной и экономической жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, экономической, общественно-полезной, учебно- исследовательской, творческой и других видов деятельности;осознание значения экономики в жизни человека и общества, семейной жизни.

Метапредметные результаты: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность;умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;умение анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых экономических ролей.

Предметные результаты:учащиеся научатся:принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;объяснять социально-экономическую роль и функции предпринимательства;объяснять и отличать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;приводить примеры российских предприятий разных организационно-правовых форм;анализировать издержки, выручку и прибыль фирмы;применять навыки расчета сумм кредита;сравнивать виды ценных бумаг;анализировать страховые услуги;определять практическое назначение основных функций менеджмента;определять место маркетинга в деятельности организации;приводить примеры эффективной рекламы;
сравнивать рынки с интенсивной и несовершенной конкуренцией
учащиеся получат возможность научиться:критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;анализировать события общественной и политической жизни с экономической точки зрения, используя различные источники информации;владеть приемами работы с аналитической экономической информацией;оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения;использовать приобретенные знания для решения практических задач, основанных на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;анализировать экономическую информацию по заданной теме в источниках различного типа и источниках, созданных в различных знаковых

Особые условия проведения

Нет

Материально-техническая база

Компьютер (ноутбук), мультимедиапроектор, экран