ДООП «Ансамблевое музицирование»

1. Пояснительная записка

2. Планируемые результаты освоения обучающимися программы "Ансамблевое музицирование"

3. Учебный план программы

4. График образовательного процесса

5. Система и критерии оценок результатов освоения обучающимися Программы

6.Программа творческой, методической и культурно – просветительской деятельности ДШИ

7. Требования к условиям реализации Программы

Педагоги

Кунгурова Анжела Александровна, преподаватель высшей квалификационной категории по Ансамблевому музицированию

Александрова Светлана Леонидовна, преподаватель первой квалификационной категории по хору и теоретическим дисциплинам

Содержание программы

1.1. С целью обеспечения доступности образования, его открытости, привлекательности для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственного развития, эстетического воспитания и художественного становления личности, в ДШИ должна быть создана комфортная развивающая образовательная среда, обеспечивающая возможность:

• выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;

• организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.);

• организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);

• организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, в том числе по различным видам искусств, и другими учреждениями среднего профессионального и высшего профессионального образования, реализующими основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства;

• использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства, а также современного развития музыкального искусства и образования;

• эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;

• построения содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;

• эффективного управления ДШИ.

Цели программы

Реализация дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ и дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в интересах личности, общества и государства;

- удовлетворение образовательных потребностей граждан в области начального художественного образования, эстетического воспитания и развития;

- развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

- выявление одарённых детей в раннем детском возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Результат программы

Минимум содержания Программы должен обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения образовательных программ музыкально-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

2.1. Программа реализуется посредством:

● Личностно – ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно- нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески мобильной личности, способной к успешной социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;

● вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;

● обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы

в области того или иного вида искусств, а также, при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств.

2.2. Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области исполнительской подготовки:

• знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

• знания музыкальной терминологии;

• умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;

• умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей; умения создавать художественный образ при исполнении

• навыков публичных выступлений;

• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкальнопросветительской деятельности образовательной организации.

в области историко- теоретической подготовки

• знания музыкальной грамоты;

• знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;

• первичные знания в области строения классических музыкальных форм;

• умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;

• навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования;

• навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;

• первичных навыков и умений по сочинению музыкального текста.

Особые условия проведения

Ансамблевое музицирование:

● владение основными приемами звукоизвлечения;

● умение исполнять произведение в характере, соответствующим данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

● умение самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

• владение навыками публичных выступлений, игры в ансамбле;

• знание наиболее употребляемой музыкальной терминологии;

навыки общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально –

просветительской деятельности образовательной организации.

Сольфеджио:

• знание основ музыкальной грамоты;

• знание основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

• первичные теоретические знания, в том числе профессиональной музыкальной терминологии;

• сформированный комплекс знаний, умений и навыков, отражающий наличие у обучающегося художественного вкуса, сформированного звуковысотного музыкального слуха и памяти, чувства лада, метроритма;

• умение сольфеджировать несложные одноголосные примеры с аккомпанементом преподавателя;

• умение записывать несложные музыкальные построения с использованием навыков слухового анализа;

• слышать и анализировать простейшие аккордовые и интервальные цепочки;

• первичные навыки владения элементами музыкального языка( исполнение на инструменте, запись по слуху и т.п.)

Слушание музыки, музыкальная литература:

● наличие первоначальных знаний о музыке, как виде искусства, ее основных составляющих, в том числе о музыкальных инструментах, исполнительских коллективах ( хоровых, оркестровых), основных жанрах;

• способность проявлять эмоциональное сопереживание в процессе восприятия музыкального произведения;

• умение проанализировать и рассказать о своем впечатлении от прослушанного музыкального произведения, провести ассоциативные связи с фактами своего жизненного опыта или произведениями других видов искусств;

• первоначальные представления об особенностях музыкального языка и средствах выразительности;

• владение навыками восприятия музыкального образа и умение передавать свое впечатление в словесной характеристике (эпитеты, сравнения, ассоциации). Преподаватель оценивает следующие виды деятельности обучающихся:

• умение давать характеристику музыкальному произведению;

• " узнавание" музыкальных произведений;

• элементарный анализ строения музыкальных произведений.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Программы обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных Образовательной программой

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. В ДШИ соблюдаются своевременные сроки текущего ремонта учебных помещений.

Для реализации Программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием,

- библиотеку,

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку),

- учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий,

- учебную аудиторию для занятий по учебным предметам «Коллектитвное музицирование (Хор)» со специализированным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино, с пультами).