"Шахматы в школе"

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Педагоги

Семенов Сергей Валентинович

Содержание программы

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА 1-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ Организационное занятие. Знакомство с детьми. Постановка задач на год. Правила техники безопасности.

Шахматы – спорт, наука, искусство. Краткая история шахмат. Различные системы проведения шахматных соревнований.

Правила игры. Правила турнирного поведения. Правило «тронул -ходи».

Первоначальные понятия. Запись партий. Мат, ничья. Относительная ценность фигур. Практические занятия: упражнения на запоминание правил шахматной нотации, игры с ограниченным набором фигур, простейшие этюды. Тактика игры. Понятие о тактике и комбинации. Основные тактические приемы. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций, решение тематических этюдов.

Стратегия игры. Определение стратегии. Целесообразное развитие фигур, выбор плана, централизация. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций.

Эндшпиль. Простейшие окончания. Определение эндшпиля. Роль короля в эндшпиле. Правило квадрата. Мат различными фигурами. Практические занятия: разбор и разыгрывание с партнером специально подобранных позиций, решение задач.

Дебют. Определение дебюта. Задачи дебюта и принципы его разыгрывания. Практические занятия: разбор специально подобранных позиций и учебных партий, анализ наиболее часто повторяющихся ошибок.

Конкурсы решения задач, этюдов. Понятие о позиции. Правила проведения конкурсов решений. Решение конкурсных позиций и определение победителя конкурса.

Сеансы  одновременной  игры.  Проведение  руководителем  кружка  сеансов  одновременной  игры  с  последующим

разбором партий с кружковцами.

Соревнования (см. приложение №1)

Итоговое занятие. Подведение итогов года.

 

Цели программы

Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Результат программы

В   результате реализации программы будут сформированы следующие компетенции и личностные качества:

- приобщение ребенка к игре в шахматы;

- сформированы коммуникативные компетенции.

Личностные результаты.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и

называть белые,  чёрные  шахматные  фигуры;  Правильно расставлять  фигуры  перед  игрой;  Сравнивать, находить

общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде

текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в

один  ход,   длинная   и   короткая  рокировка   и  её   правила.   Правила          хода  и              взятия           каждой        из фигур,                 «игра           на

уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на

проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые

поля.

Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания.

Особые условия проведения

Кадровое обеспечение:

педагог, умеющий играть в шахматы, имеющий высшее педагогическое образование, занимающийся самообразованием и способный привлечь к занятиям детей.

Информационное обеспечение:

методические пособия,

методические разработки занятий,

специальная литература по всем разделам программы для работы педагога с детьми:

1.  "Шахматы", автор И.Майзелис.

2.  "Путешествия по шахматной стране", И.Сухин.

3.  "С шахматами через века и страны", Ежи Гижицки.

4.  Периодическая печать и т.д.

Материалы для учеников:

1.  Тексты с высказываниями шахматистов и других великих  людей о пользе шахмат.

2.  Карточки с диаграммами решения задач и упражнений.

3.  Разрезная шахматная доска.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

на 1 группу (15 человек) :

-    кабинет для занятий и мебель, отвечающая санитарно-гигиеническим требованиям.

-  шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

-  7 шт.

Ноутбук, мультимедийный проектор и экран.