«Культура, быт и традиции чувашского народа»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Культура, быт и традиции чувашского народа» имеет социально - педагогическую направленность. Программа является модифицированной и разработана         на основе    программы для общеобразовательных школ Чувашской республики «Культура родного края» (под редакцией Александровой Е.В., 2011. – г.Чебоксары), Программы и методических рекомендаций «Культура народов Поволжья» (под редакцией А.Ш. Кержнер, В.А Архипова, Н.С. Нурмухаметова, В.Д. Кирюшкина. – Ульяновск: ИПКПРО, 2010)

 

Уровень программы стартовый, она  направлена на формирование знаний, умений и навыков стартового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения.

         В процессе разработки программы главным ориентиром стал Федеральный Закон Российской Федерации №273, ст.2, п.25.

 Программа направлена на формирование знаний, умений и навыков базового уровня и предполагает занятия с основным составом детского объединения. 

Цель программы: образование и нравственное воспитание обучающихся в самосознании и сохранения родного языка и культур и формирование интереса к этносодружеству с другими народами России.

Основные задачи

1. Образовательные:

-       изучение истории, быта, традиций и самобытного мировоззрения чувашской культуры;

-       изучение культурного наследия выдающихся личностей чувашского народа;

-       изучение и посещение музеев и исторических мест национальной культуры.

2. Воспитательные:

-       формирование нравственно-поведенческих качеств и предпосылок ведения культурного образа жизни;

-       воспитание    толерантности у воспитанников, развития дружественных взаимоотношений и чувств этносодружества.

 

3. Развивающие:

-       овладение навыками разговорной речи на родном языке;

-       знание о становлении и развитии самобытной культуры чувашского народа;

-       формирование знаний и чувств причастности родного народа, как одной из   составляющей части ныне существующего Российского Отечества.

 

Адресат программы: Учащиеся в возрасте 8-14 лет, проявляющие интерес к изучению чувашского языка и культуры. Составлена с учетом возрастных особенностей на основе планомерного и преемственного формирования и развития научных фактов и идей.

Объём программы: общее количество 72 часа.

Срок освоения программы: 36 учебных недель. 9 месяцев. 1 год.

 

Форма обучения: очная. По дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Культура, быт и традиции чувашского народа» возможно обучать учащихся дистанционно (с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий- ДОТ).

Наряду с групповыми, коллективными формами работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

 

Актуальность программы – данной программы обусловлена приобщением обучающихся к изучению и знания языка и культуры чувашского народа, становление и развитие чувашской нации на фоне развития Российской государственности в тесной взаимосвязи других народов российского пространства. Язык народа есть важнейший компонент его национальной культуры, который формируется вместе с образованием этноса, являясь одновременно предпосылкой и условием его существования. Для более правильного и полного понимания национально-языковых процессов в современной Российской Федерации и республиках в её составе, возникает необходимость рассмотрений вопросов сохранения языка меньшинств.

Педагоги

Педагог дополнительного образования Недопекина Наталья Викторовна.

Содержание программы

 

Раздел I. Инструктаж по технике безопасности, правилам дорожного движения. Вводное занятие. Введение в курс «Культура, быт и традиции чувашского народа чувашского народа » - 2 часа

 

1.1. Цель: Формирование обучаемой группы.

Задачи:

1. Знакомство с воспитанниками.

2. Определение необходимых первоначальных задач.

Теория: Введение в курс по изучению чувашского языка и культуры

 Практика:

- Установление личных доброжелательных отношений с обучаемыми.

- Запись в журнал данных об обучаемых.

- Ознакомление с расписанием и местом занятий.

- Ознакомление с программой по изучению культуры и традиций чувашей

Оборудование: Иллюстрации, фотоальбомы, видеозаписи, плакаты, а также другие различные методические пособия и литература

Методы и формы подачи материала:

1. Словесный метод:

- рассказ;

- беседа;

- объяснение;

- сопроводительные пояснения.

2. Наглядный метод:

- показ учебных фильмов и видеозаписей.

- показ видеофильмов и прослушивание аудиозаписей

Виды и способы работы с детьми:

- инструктаж;

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание о форме, месте и расписании занятий

- Формирование умений, навыков соблюдения учебной дисциплины.

 

Раздел 2  Этническая культура - 2  часа

Цель: Познавательно-информационное   знание   об   истории   чувашской народности по ее материальной и духовной культуре и формирование познавательной информации об истории Волжской Булгарии.

Задачи:

1. Содействовать осознанию воспитанников социальной, практической и личностной значимости изучения истории этапов формирования и становления чувашской нации

2. Организовывать деятельность воспитанников  по обобщению знаний на различность взглядов научных исследований на проблему истории в контексте дальнейшего благоустройства «Культурного пространства России».

Теория:

1.     Изучение преданий как средств воспитания  нравственности и патриотизма через фольклорные и эстетические достоинства эпоса. Рассказ и знакомство с героями и содержанием основных идей устного народного творчества через призму научных принципов социального подхода, объективности и историзма и сопоставляя сообщения преданий со свидетельствами письменных исторических источников.

 

Методы и формы обучения:

     1. Словесный метод:

- рассказ

- объяснение;

- сопроводительные пояснения

 

- Знание преданий как о предмете устного народного творчества

- Умение рассказа и воссоздания картин исторического прошлого и созидательной деятельности народа

- Формирование навыков устной речи в анализе художественных жанровых особенностей преданий

 

   Раздел 3. И. Я. Яковлев и его культурное наследие -6 часов

Цель:  Формирование познавательной информации дополнительного образования  и информации о жизни и быте И. Я. Яковлева

Теория: Изучение жизни и деятельности патриарха просвещения чувашского народа

И. Я. Яковлева. Изучение материальной культуры России начала 19 века через музейных экспонатов о жизни и быте И. Я. Яковлева

Практика: Рассказ и знакомство с биографией И. Я. Яковлева и его культурным наследием. Посещение музея - квартиры И. Я. Яковлева в г. Ульяновск

Оборудование: Учебные пособия и литература, иллюстрации и видеофильмы

Методы и формы обучения:

 

 Наглядный метод:

- Показ видеофильмов

- Посещение музеев.

Виды и способы работы с детьми:

- фронтальная работа.

Знания, умения, навыки:

- Знание о жизни и деятельности И. Я. Яковлева и его роли в становлении новой чувашской письменности

- Формирование умений и навыков применения и использования устной речи на чувашском языке

- Знания о материальной культуре России начала 19 века

                            Раздел 4. Материальная культура- 36 часа

Цель: Формирование познавательной информации о материальной культуре

Задачи:

1) привлечение обучающихся к познаниям чувашского языка и культуры через изучение о жизни, быте и материальной .культуры чувашского народа

2)закрепление изученного материала через игры - занятия

Теория: изучение духовной культуры через изучение материальной культуры,   компоненты   которой      выполняют   символическую, информационно- знаковую функцию и направлены на жизнеобеспечение носителя.

       

 

 

 

 

Цели программы

Формирование интереса к истории родного края о народном творчестве чувашского народа.

Результат программы

Личностные результаты:

· воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, воспитание чувства долга и ответственности перед Родиной, уважения к государственным символам России и Чувашии, Ульяновской области;

· осознание своей этнической принадлежности; знание основ истории, культуры своего народа, своего края, знакомство с культурным наследием народов России;

· усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

· формирование уважительного отношения к труду, ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию, развитие опыта участия в социально значимой деятельности;

· формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное и религиозное многообразие современного мира;

· формирование уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, иному мнению, мировоззрению, языку, религии, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

Особые условия проведения

учащийся должен знать:

-     историю становления и развития чувашского народа, культуру, быт, традиции, историю национальных праздников в рамках учебно-тематического плана;

-     выдающихся личностей чувашской нации и их культурное наследие в рамках учебно-тематического плана;

-     ка­лендарные и семейные обряды, обычаи, их символику;

-     народный календарь.

Должен уметь:

-       использовать элементы народной культуры в пов­седневной жизни.

Материально-техническая база

Занятия проходят в учебном кабинете (46 кв.м.)

Оборудование учебного кабинета:

- мебель в соответствии с требованиями СанПин;

- учебно-методическое обеспечение;

- раздаточный и дидактический материал;

- пособия для ролевых игр;

- канцелярские принадлежности;

- художественная литература.

- музыкальный колонки,

- компьютер,

- интерактивная доска ,

- мультимедийный проектор.