Экологическая лаборатория (Новые места)

В программе предполагается широкое использование практических и проектных методов обучения (практика наблюдения за различными объектами, процессами и явлениями, проведение учебных экспериментов, постановка и решение разнообразных расчетных задач, экологическое моделирование, анализ, построение графиков и диаграмм, составление аналитических таблиц и т.д.)

Кроме того, программа предусматривает осознанное участие детей в практических природоохранных акциях. Использование регионального компонента.

Предлагаемые формы освоения учебного материала в сочетании с различными видами деятельности детей позволяют педагогу полнее учитывать интересы, индивидуальные особенности каждого ребёнка, а также дают возможность педагогу проявлять себя творчески, т. к. в школьной программе на экологию отводится очень мало времени.

Программа «Экологическая лаборатория» углубляет и дополняет знания детей по биологии, географии, проблемам экологии, получаемым в общеобразовательной школе с. Н.Якушка.

При составлении программы работы объединения дополнительного образования преследовалась цель непрерывного школьного экологического образования – формирование у  учащихся экологической культуры, базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты. Поэтому в ней большое внимание уделено экологическим проблемам социально-мировоззренческого характера, вопросам взаимоотношений общества и природы, экологическому мониторингу окружающей среды, а так же использованию основного принципа обучения – личной заинтересованности учащихся в получении знаний по экологии. Основные острые экологические проблемы биологической, прикладной, социальной и глобальной экологии рассмотрены в ней на фоне исследования и анализа экологических обстановок, существующих в местах проживания учащихся и окрестностях.

Оригинальность, увлекательность и жизненная важность получаемых  экологических знаний  также способствуют повышению личной заинтересованности учащихся не только в изучении теоретического материала, но и проведении практических работ, нацеленных на оздоровление экологической обстановки в школе, дворе, улице, прилегающих водных, лесных и других экосистем. Большое внимание уделяется выработке у учащихся активной жизненной позиции, основанной на экологических знаниях и экологическом мировоззрении.

Вместе с тем, ввиду сложившейся экологической ситуации в стране и мире программа максимально направлена на осуществление экологического образования школьников, развитие у них экологической культуры.

Педагоги

Программу реализует Попова Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, учитель биологии/географии/химии высшей квалификационной категории,  стаж педагогической работы 30 лет, курсы повышения квалификации в 2018 году

Содержание программы


Общая экология
Введение в образовательную программу. Инструктаж по ТБ
История экологии
 Факторы среды. Общие закономерности их действия на организм.
Важнейшие экологические факторы. Адаптация организмов к ним.
Основные среды жизни.
Биологические ритмы.
Принципы экологической классификации.
Биологические взаимоотношения.
Популяция.
Биоценоз и экосистемы.
Окружающая среда и здоровье человека.
Биосфера.
Экологический мониторинг
Экология и практическая деятельность человека.
Экология человека 

Цели программы

Цель программы –  создание условий для формирования экологической культуры обучающихся на разных ступенях непрерывного образования с учетом их возрастных особенностей,  базирующейся на научном знании, экологическом мировоззрении, личной и коллективной ответственности за судьбу планеты.

Результат программы

 

Изучение программы «Экологическая лаборатория» даёт обучающимся возможность достичь следующих личностных результатов:

–                   знание основных принципов и правил отношения к живой природе, формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

–                   реализация установок здорового образа жизни;

–                   сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам;

–                   формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

–                   развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.

Метапредметными результатами освоения материала  являются:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение объяснять биологические явления и процессы с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

− овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

− умение работать с различными источниками биологической информации;

− умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

− умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

 − умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Предметные результаты:

 − приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов, методологии социальных исследований;

 − формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе;

- овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности.

Особые условия проведения

Обучающийся научится
• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие математические методы и приёмы, как абстракция и идеализация, доказательство, доказательство от противного, доказательство по аналогии, опровержение, контрпример, индуктивные и дедуктивные рассуждения, построение и исполнение алгоритма;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: постановка проблемы, опросы, описание, сравнительное историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимы помещение и учебная мебель,соответствующее СанПиН, информационные ресурсы, а также следующие материалы и оборудование:

Наименование
Компьютер с монитором и комплектующими
Программные продукты
Цифровой USB-микроскоп
Микроскоп стереоскопический (бинокуляр)
Многофункциональный набор химической посуды
Чашки Петри пластиковые
Прибор контроля параметров почвы (pH, влагомметр, измеритель плодородия)
Портативный рН-метр
Портативный измеритель минерализации воды
Портативный оксиметр
Портативный измеритель ОВП и температуры
Нитратомер
Бумага фильтровальная
Весы лабораторные электронные
Пипетки Пастера
Предметные стекла
Покровные стекла
Пробирки пластиковые
Набор микроскопических препаратов
Комплект химических реактивов
Методические пособия (комплект)
Дидактические материалы (комплект)

Для электронного обучения и обучения с применением дистанционных образовательных технологий используются технические средства, а также информационно-телекоммуникационные сети, обеспечивающие передачу по линиям связи указанной информации (образовательные онлайн-платформы, цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах, видеоконференции, вебинары, Skype - общение, E-mail, облачные сервисы и т.д.)