В период совершенствования российского образования стратегическая роль дополнительного образования состоит в том, чтобы закрепить свои уникальные качества (индивидуализацию, персонификацию, вариативность, свободу выбора) во всей системе образования и привести ее тем самым в соответствие требованиями современного общества. Необходимость разработки и реализации программы «Экологическая лаборатория» определена развернутостью, экоцентрическим подходом в рассмотрении вопросов взаимоотношений человека и природы, а также потребностями обучающегося в естественнонаучном образовании с одной стороны и социальным заказом с другой. Данная программа ставит личностные, предметные задачи, результатом которых является формирование свободной творческой личности, осознающей ответственность по отношению к среде своего обитания, обладающей знаниями экологических законов и экологической культуры, соблюдающей нравственные и правовые принципы природопользования, ведущей активную природоохранительную деятельность.
Отличительная особенность программы. Программа «Экологическая лаборатория» (новые места) разработана в системе модульного обучения, что позволяет обучающимся освоить многообразие видов деятельности, удовлетворяющей самые разные интересы, склонности и потребности, предоставляет ребёнку возможность выбора вида деятельности, уровня сложности содержания, обучаться по индивидуальному образовательному маршруту. Отличительной особенностью модульной общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологическая лаборатория» как инновационной практики является включение в нее таких компонентов как рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы. Воспитательная система охватывает всю педагогическую деятельность, интегрируя учебные занятия, самостоятельную работу обучающихся, разнообразную деятельность и общение, учитывая влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды.
Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности как нравственной характеристики личности.
Педагогическая целесообразность применение блочного принципа в образовательной деятельности позволяет увеличить внутреннюю мотивацию обучающихся, сформировать умения и навыки практической деятельности и самостоятельной работы. Программа «Экологическая лаборатория» (новые места) состоит из 8 независимых друг от друга модулей, сформированных в целостном образовательном пространстве. Преимущество программы состоит в том, что блочное содержание обеспечивает решение задачи успешной социализации и позволяет разработать индивидуальную траекторию обучения, учитывающую интересы и потребности обучающихся.