Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью. На уроках биологии дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного
края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки на природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.