В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна
везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций
особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное
нарушение речи. Исходя из этого, значительно снизился уровень детской грамотности.
Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся
первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в
произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым
высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению
словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению
русского языка в целом.
С помощью программы дополнительного образования «АБВГДейка»
мы надеемся предупредить трудности в овладении речью у детей дошкольного возраста,
помочь им сформировать правильный грамматический строй речи, поработать над
лексическим словарным запасом,ритмикой и мелодикой речи, т.е. сформировать
просодический компонент. Все наши усилия будут направлены на предупреждение на
раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе
школьного обучения.
Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие
звукопроизношения и просодики, нарушение целого ряда
просодических элементов речи имеет место и у детей, имеющих нарушения в
произношении отдельных звуков, и у детей, имеющих фонетико-фонематическое
недоразвитие речи, и в случаях общего недоразвития речи.
Нормативно-правовые основы составления программы:
1. Конституция РФ.
2. Конвенция ООН «О правах ребенка».
3. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации».
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пин 2.4.1.3049-13.
Данная программа разработана на основе пособия для логопедов, воспитателей и
родителей А.И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок?» - /М., «МозаикаСинтез»,2006г./, а также с использованием программы Н.В.Нищевой «Образовательная
программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи)»/С.-П., «Детство-Пресс», 2015г./.
Содержание программы позволит нам начать работу по формированию правильного
физиологического и речевого дыхания, формировать силу голоса: говорить тихо, громко,
шепотом, начать работу над интонационной выразительностью речи.
Мы планируем работу над слоговой структурой слова, развитием навыков звукового
анализа и синтеза, над развитием грамматического строя речи.
Большое внимание в нашей программе уделено обучению связной речи, умению
вслушиваться в обращенную речь, развитию диалога, а также расширению лексического
словарного запаса. Специальные упражнения способствуют развитию памяти, мышления
и внимания, формированию познавательной и творческой активности.