Отличительные особенности программы объясняются возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Учитывая то, что узкие временные рамки школьного урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития обучающихся, большое значение приобретает форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленная на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.
Создание дополнительной образовательной программы, основанной на достижениях современных сельскохозяйственных науках, опытническо-исследовательской деятельности в них, будет носить не только общеразвивающий характер, но и профориентационный. В связи с тем, что сегодня сельское хозяйство возрождается, увеличиваются запросы общества к качеству сельскохозяйственной продукции, программа приобретает особую актуальность.
Гидропоника, как способ выращивания растений на искусственных субстратах без использования почвы предполагает достаточное количество исследований, проводимых в исследовательских лабораториях. В рамках программы обучающимся предлагается освоить современные технологии выращивания растений на питательных средах, системы гидропоники и гидропонные установки.
Инновационность программы заключается в том, что она охватывает различные виды деятельности, в том числе: познавательную, социально-коммуникативную, поисково-исследовательскую, проектную, практическую природоохранную, а также предусматривает выполнение заданий на творческом уровне - исследовательские работы и проекты выполняются обучающимися индивидуально и в составе рабочих групп.
Образовательный процесс по программе организован таким образом, что у обучающихся остаётся большая свобода творчества, а результаты освоения предполагают наличие двух компонентов: творческого процесса разной сложности (поиск, исследование, постановка проблемы, поиск способа её решения) и получение продукта.
Активное творческое участие обучающихся в образовательном процессе заложено за счет чередования в учебном процессе теории и практики, а также включения в учебный процесс таких видов занятий как беседа, практическая и лабораторная работа, защита рефератов, викторина, профориентационное тестирование, научно-практическая конференция, подготовка и защита исследовательских работ.
Программа предполагает применение разнообразных средств обучения, открывающих дополнительные возможности для изучения технологии выращивания овощных и зеленных культур на гидропонике и гидропонной основе. Так, применение комплектов лабораторного оборудования позволяет значительно расширить область научных исследований и доступных тем для проектирования. Как результат освоения полученных знаний – подготовка учебно-исследовательских работ обучающихся на конкурсы различного уровня, в том числе всероссийского и международного.
Программа составлена с учётом современных технологий, позволяющих развивать творческие интересы детей, их природные способности и удовлетворять индивидуальные потребности.