ДОП «ОБЩЕЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»

Программа основывается на принципе вариативности для различных
возрастных категорий детей ;
определяет содержание и организацию образовательного процесса с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся,
способствует эстетическому воспитанию граждан, привлечению
наибольшего количества детей к обучению на отделении общего
эстетического воспитания;
обеспечивает развитие творческих способностей подрастающего
поколения, формирование устойчивого интереса к творческой
деятельности;
формирование умения у обучающихся самостоятельно
воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание обучающихся в творческой атмосфере, обстановке
доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование у обучающихся комплекса знаний, умений и
навыков, в области соответствующего вида искусства;
создание в Учреждении комфортной, развивающей
образовательной среды, обеспечивающей духовно-нравственное
развитие, эстетическое воспитание и художественное становление
личности;
Общеразвивающая программа реализуется посредством:
-личностно-ориентированного образования, обеспечивающего
творческое и духовно-нравственное самоопределение ребенка, а также
воспитания творчески мобильной личности к успешной адаптации в
условиях быстро меняющегося мира;
-вариативности образования, направленного на индивидуальную
траекторию развития личности;
-обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей
программы в области искусства, а также при наличии способностей ребенка,
возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы
на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
-овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
-воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств,
позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности
разных народов.
-организация творческой деятельности обучающихся путем проведения
творческих мероприятий (концертов, творческих вечеров и др.);
-организация посещений обучающимися учреждений и организаций
культуры (выставочных залов, музеев и др.);
-организация творческой и культурно-просветительной деятельности
совместно с другими образовательными учреждениями;

Педагоги

Шахова Инга Геннадьевна, квалификационная категория – соответствие

Андрианова Екатерина Михайловна, квалификационная категория – соответствие

Содержание программы

Общая трудоемкость учебных дисциплин при 5-летнем сроке обучения
составляет 1802.5 часа. Из них: 962.5 часа – аудиторные занятия, 840 часов -
самостоятельная работа.
Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий,
самостоятельной (внеаудиторной) работы. Занятия по учебному предмету
"Музыка (хоровое пение, сольфеджио, слушание музыки)«, «Беседы по
искусству», «Основы изобразительного искусства» осуществляются в форме
мелкогрупповых занятий численностью от 2 до 6 человек. Занятия по
учебному предмету «Ритмика и танец», "Основы театральной постановки«
осуществляются в форме мелкогрупповых занятий численностью от 4 до 6
человек.
Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить
процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и
индивидуального подходов.
Продолжительность учебного года в объеме 39 недель.
Продолжительность учебных занятий 35 недель.
В течение учебного года продолжительность каникул – не менее 4-х
недель. Продолжительность летних каникул – не менее 13 недель.
Продолжительность академического часа установлена Уставом МКУ
ДО «ДШИ р.п.Вешкайма» и составлять 40 минут.

Цели программы

Цель: Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

  

Результат программы

Минимум содержания общеразвивающей образовательной программы
обеспечивает развитие значимых для образования, социализации,
самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и творческих
способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Образовательная программа предполагает следующие требования к
выпускнику школы.
-Выпускник школы – личность, способная к активной жизни, труду,
творчеству, самостоятельному выбору профессии.
-Обладает социально – нравственной устойчивостью.
-Положительную мотивацию к дальнейшему обучению (не только
музыкальному).
-Обладает этическими принципами взаимоотношений и коммуникативными
способностями.
-Имеет сформировавшийся эстетический, музыкальный и художественный
вкус.
-Владеет игрой на музыкальном инструменте – фортепиано, имеет навыки
художественного слова, умеет петь, имеет навыки в области
изобразительного искусства, знает нотную грамоту.
-Имеет хорошую координацию, имеет танцевальные навыки.
-Имеет навык сценического общения.
-Перешагнул подготовительную ступень на пути к профессиональному
образованию.
-Умеет рассказать о музыке и «слышать» её, может заинтересовать и
привлечь к эстетическому образованию других, а впоследствии и своих
детей.
Результаты освоения программы по учебным предметам обязательной части
должны отражать:
По учебному предмету "Музыка (хоровое пение, сольфеджио, слушание
музыки)"
• основы музыкальной грамоты;
• музыкальную терминологию;
• музыкальные формы, жанры произведений;
уметь:
• использовать приобретённые знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
• разбираться в основных музыкальных стилях, жанрах и средствах
музыкальной выразительности;
• узнавать изученные музыкальные произведения на слух;
• узнавать тембры музыкальных инструментов;
• использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни;
По учебному предмету "Ритмика и танец"
• основ музыкальной грамоты;
• основ хореографического искусства;
• принципов взаимодействия музыки и танца;
• умения и навыки: самостоятельно исполнять ритмические
упражнения;
• исполнения танцевальных движений, комбинаций и композиций;
• соблюдения требований к безопасности при выполнении танцевальных
движений.
По учебному предмету "Основы театральной постановки"
• первичные знания об особенностях использования выразительных
средств в области театрального и музыкального искусства;
• знание произведений в области театрального и музыкального
искусства;
• навыки эмоционально-образного восприятия произведений
театрального и музыкального искусства;
• навыки самостоятельной творческой работы в области театрального и
музыкального искусства.
• первичные знания об особенностях использования выразительных
средств в области театрального, и музыкального искусства;
• знание произведений в области театрального и музыкального
искусства;
• навыки эмоционально-образного восприятия произведений
театрального и музыкального искусства;
• навыки самостоятельной творческой работы в области театрального и
музыкального искусства.
По учебному предмету "Беседы по искусству"
• первичные знания об особенностях использования выразительных
средств в области театрального, музыкального и изобразительного
искусства;
• знание произведений в области театрального, музыкального и
изобразительного искусства;
• навыки эмоционально-образного восприятия произведений
театрального, музыкального и изобразительного искусства;
• навыки самостоятельной творческой работы в области музыкального и
изобразительного искусства.
По учебному предмету "Предмет по выбору (музыкальный
инструмент)"
• навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение,
ансамблевое исполнение);
• умений использовать выразительные средства для создания
художественного образа;
• умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения
различных жанров и стилей;
• знаний основ музыкальной грамоты;
• знаний основных средств выразительности, используемых в
музыкальном искусстве;
• знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии;
• навыков публичных выступлений;
• навыков общения со слушательской аудиторией в условиях
музыкально-просветительской деятельности образовательной
организации
По учебному предмету "Основы изобразительного искусства"
• знание основных понятий и терминологии в области изобразительного
искусства;
• первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
• знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;
• знания об основах цветоведения;
• умения и навыки работы с различными художественными материалами
и техниками;
• навыки самостоятельного применения различных художественных
материалов и техник.
По учебному предмету "Этика"
• правила этикета и социального быта,
• вежливые слова,
• как вести себя в школе, классе, столовой, в транспорте, на улице.
• раскрыть сущность этических понятий: добро и зло, уважение, добрый
человек, честность, любовь к родителям и близким, Родине.
• соблюдать личную гигиену,
• беречь учебные и личные вещи, приводить их в порядок,

Особые условия проведения

Оценка качества реализации общеразвивающей образовательной
программы включает в себя текущий контроль успеваемости,
промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости, промежуточной и
итоговой аттестации используются такие формы, как зачеты, контрольные
уроки, устные опросы, письменные работы, тестирование. Текущий
контроль успеваемости обучающихся и промежуточная аттестация
проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный
предмет.
Для этого создаются фонды оценочных средств, включающие типовые
задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие
оценить приобретенные знания, умения, навыки.
Фонды оценочных средств соответствуют целям и задачам
общеразвивающей программы и ее учебному плану.
При проведении зачета или контрольной работы качество подготовки
обучающегося оценивается по пятибалльной шкале: «отлично»; "хорошо";
"удовлетворительно". По завершении изучения учебных предметов по
итогам промежуточной аттестации обучающимся выставляется оценка,
которая заносится в свидетельство об окончании детской школы искусств.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
которые должны соответствовать целям и задачам общеразвивающей
программы и ее учебному плану.
По окончании полугодий учебного года оценки выставляются по
каждому изучаемому предмету. Оценки обучающимся могут выставляться и
по окончании четверти.
Итоговая аттестация проводится в 5 классе по предмету "Предмет по
выбору (музыкальный инструмент)".
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка "отлично",
"хорошо", "удовлетворительно".
Требования к выпускному экзамену определяются образовательным
учреждением самостоятельно, разрабатываются критерии оценок итоговой
аттестации в соответствии с содержанием программы.
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями.
Критерии оценок
По учебному предмету "Музыка (хоровое пение, сольфеджио,
слушание музыки)«:
Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале:
По результатам текущей или промежуточной аттестации выставляются
оценки: «отлично», «хорошо», "удовлетворительно".
• 5 (отлично) – ставится, если учащийся демонстрирует устойчивый
интерес к предмету, трудолюбие, выполняет задания преподавателя с
желанием, в полном объеме и с необходимой последовательностью действий,
проявляет творческую инициативу;
• 4 (хорошо) – ставится при наличии интереса к предмету в целом,
некоторых неточностях и погрешностях в выполнении заданий
преподавателя и при стремлении эти недостатки устранить;
•3 (удовлетворительно) – ставится, если работа выполняется
исключительно под неуклонным руководством преподавателя, творческая
инициатива учащегося практически отсутствует, учащийся невнимателен,
неряшлив, интерес к предмету выражен слабо.
По учебному предмету "Ритмика и танец«:
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются оценки: «отлично», «хорошо», "удовлетворительно".
• 5 (отлично) – ставится, если учащийся точно и грамотно выполнил задания;
•4 (хорошо)– ставится при некоторой неточности в исполнении заданных
движений и комбинаций, недочетов в исполнении танцевальных
композиций;
•3 (удовлетворительно) – ставится, если исполнение неряшливо,
недостаточно грамотно и маловыразительно.
По учебному предмету "Основы театральной постановки":
• 5 (отлично) интерес к предмету, грамотные ответы на заданные
вопросы, глубокое знание теории
• 4 (хорошо) грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими
недочетами, регулярное выполнение домашних заданий, интерес к
предмету;
• 3 (удовлетворительно) слабая теоретическая подготовка, присутствие
лишь нескольких элементов освоенного материала,
безынициативность;
По учебному предмету "Беседы по искусству":
• 5 (отлично) интерес к предмету, грамотные ответы на заданные
вопросы, глубокое знание теории
• 4 (хорошо) грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими
недочетами, регулярное выполнение домашних заданий, интерес к предмету;
• 3 (удовлетворительно) слабая теоретическая подготовка, присутствие
лишь нескольких элементов освоенного материала, безынициативность;
По учебному предмету "Предмет по выбору (музыкальный
инструмент)":
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании
выставляется оценка по пятибалльной шкале:
• 5 (отлично)предусматривает исполнение программы, соответствующей
году обучения, наизусть, выразительно; отличное знание текста,
владение необходимыми техническими приемами, штрихами; хорошее
звукоизвлечение, понимание стиля исполняемого произведения;
использование художественно оправданных технических приемов,
позволяющих создавать художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу.
• 4 (хорошо) программа соответствует году обучения, грамотное
исполнение с наличием мелких технических недочетов, небольшое
несоответствие темпа, недостаточно убедительное донесение образа
исполняемого произведения.
• 3 (удовлетворительно) программа не соответствует году обучения, при
исполнении обнаружено плохое знание нотного текста, технические
ошибки, характер произведения не выявлен.
По учебному предмету "Основы изобразительного искусства«:
По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации
выставляются отметки: «отлично», «хорошо», "удовлетворительно".
• 5 (отлично) – ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме,
при этом рисунок выразителен, подход к работе творческий; умеет завершать
свою работу самостоятельно.
• 4 (хорошо) – ставится при способности учащегося рисовать по замыслу,
умение передавать личное отношение к объекту изображения, но делает
незначительные ошибки.
• 3 (удовлетворительно) – ставится, если учащийся умеет выполнять задание
по плану педагога, не самостоятелен, не проявляет интереса к выполнению
заданий, работа содержит значительное количество ошибок.
По учебному предмету "Этика":
• 5 (отлично) интерес к предмету, грамотные ответы на заданные
вопросы, глубокое знание теории
• 4 (хорошо) грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими
недочетами, регулярное выполнение домашних заданий, интерес к предмету;
• 3 (удовлетворительно) слабая теоретическая подготовка, присутствие
лишь нескольких элементов освоенного материала, безынициативность;

Материально-техническая база

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповойформе, численностью 4-10 человек.

Основные методы обучения:

– объяснительно-иллюстративный, в том числе, демонстрация методических пособий, иллюстраций;

– частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

– творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

– игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя богатые книжные фонды и фонды мультимедиатеки школьной библиотеки). Важнымусловием творческой заинтересованности учащихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка рекомендуется проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.

Самостоятельная работа учащихся

 

Для полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено введение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений к изученным темам, рисование с натуры, работа в библиотеке, чтение дополнительной литературы, подготовка рассказов, сочинений, самостоятельный поиск материала и составление презентаций, посещение музеев, выставочных пространств, театров).

Средства обучения

- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;

- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски;

- демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

- электронные образовательные ресурсы:мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.