Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.
Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.
Следуя рекомендациям Л.С.Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования «богатых» возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одаренности» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями: проводить анализ, синтез, сравнение, обобщении.
Так в возрасте 5-6 лет у детей закладываются базовые представления о звуке – его произношение и выделение в звуковом ряду, слове, так же идет овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дизграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.
Следует отметить, что дети с ОВЗ проходят в становлении психофизических и речевых функций все те же этапы, что и нормально развивающие дети.
Программа создавалась с учетом индивидуальных особенностей и потребностей детей и поэтому обеспечивает равные возможности для полноценного развития детей независимо от ограниченных возможностей здоровья.