Шахматы (Точка роста)

Направленность программы

Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на развитие воображения, памяти, мышления обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном развитии. Программа для  школьников «Шахматы»  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  общего  образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Новизна программы

Новизна программы заключается в широком использовании практической деятельности обучающихся. Позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Актуальность программы обусловлена тем, что в  школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, управление поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.

Цели программы:

Обучить правилам игры в шахматы.

Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.

Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.

Научить ориентироваться на шахматной доске.

Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.

Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.

Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.

Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фи­гур.

Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.

Развивающие:

Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

 Развивать умение взаимодействовать, доводить дело до конца.

Воспитывающие:

Сформировать умение записывать шахматную партию.

Сформировать умение проводить элементарные комбинации.

 Воспитывать стремление к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.

 

Инновационность дистанционной программы так же состоит в том, что предусмотрена такая форма, как дистанционные занятия в режиме online на платформе Zoom и т.д. и  занятия в режиме офлайн.Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-16 лет

Сроки реализации: программа рассчитана на 4 месяцев обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю (всего 36 часов)

Формы организации деятельности занятий: индивидуальные, групповые, коллективные (игровая деятельность) 

Ожидаемые результаты.

Предметные результаты:

Обучающиеся научатся: ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами.

Обучающиеся получат возможность научиться рокировать; объявлять шах; ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:  потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, проявление стремления к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

У учащихся будут сформированы действия: ориентирование на шахматной доске; игра каждой фигурой в отдельности и в совокупности с дру­гими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.

Коммуникативные УУД:

У учащихся будут сформированы действия:

Включаться в диалог, управлять своим поведением, работать в группе, работать в паре, формулировать затруднения, обращаться за помощью, взаимодействовать, доводить дело до конца.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база