Направленность программы
Данная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на развитие воображения, памяти, мышления обучающихся, удовлетворение их индивидуальных потребностей в нравственном, интеллектуальном развитии. Программа для школьников «Шахматы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования на основе Программы «Шахматы – школе», автор И.Г. Сухин. Новизна программы
Новизна программы заключается в широком использовании практической деятельности обучающихся. Позволяет рассчитывать на проявление у обучающихся устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Актуальность программы обусловлена тем, что в школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, управление поведением. Обучение игре в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству детям некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Развивающие:
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Развивать умение взаимодействовать, доводить дело до конца.
Воспитывающие:
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Воспитывать стремление к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.
Инновационность дистанционной программы так же состоит в том, что предусмотрена такая форма, как дистанционные занятия в режиме online на платформе Zoom и т.д. и занятия в режиме офлайн.Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7-16 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 4 месяцев обучения. На реализацию курса отводится 2 часа в неделю (всего 36 часов)
Формы организации деятельности занятий: индивидуальные, групповые, коллективные (игровая деятельность)
Ожидаемые результаты.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся: ориентироваться на шахматной доске, правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ, играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Обучающиеся получат возможность научиться рокировать; объявлять шах; ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, проявление стремления к победе, умение достойно выигрывать, достойно проигрывать, уважать соперника в игре.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
У учащихся будут сформированы действия: ориентирование на шахматной доске; игра каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; решать элементарные задачи на мат в один ход.
Коммуникативные УУД:
У учащихся будут сформированы действия:
Включаться в диалог, управлять своим поведением, работать в группе, работать в паре, формулировать затруднения, обращаться за помощью, взаимодействовать, доводить дело до конца.