Человек и природа

Экологию по праву считают научной основой охраны и рационального использования природы. Восстановить гармонию между человеком и природой способны только экологически грамотные люди, которые обладают определенной базой знаний о природе. Кроме того они должны уметь определять качественные характеристики окружающей среды и прогнозировать их влияние на здоровье.

Экологические знания школьников остаются формальными, если не используются в практической деятельности. Особенно мощным рычагом экологического образования является самостоятельная поисково–исследовательская деятельность школьников. Кроме того, что подростки приобретают навыки научного анализа явлений природы, они осознают значимость своей практической помощи природе.

Эти обстоятельства обусловили актуальность выбора темы данной программы, её содержания.

Программа отличается новизной. Прежде всего это исследовательская деятельность, основанная на местном материале. Это способствует повышению мотивации у детей к дальнейшему изучению наук о природе, стимулирует познавательную деятельность, повышает навыки самообразования, способствует дальнейшему профессиональному самоопределению.

Содержание программы

Срок реализации: 1 год

Всего часов: 144

Возраст детей: 14-17 лет

Цели программы

Расширить и углубить знания о взаимосвязи явлений в природе и обществе, механизмах их прямого и опосредованного влияния на организм человека как целостную систему, зависимости адаптивных реакций организма от наследственности и воздействия факторов среды. Развивать навыки проектной деятельности.

Результат программы

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы знания:

- об экологии как науке, исследующей отношения организмов между собой и окружающей средой;

- об основных понятиях экологии человека и соотношение её с другими науками;

- о экологических факторах, их действии на человека;

- об экологических кризисах в прошлом человечества и особенности современного экологического кризиса;

- о понятиях экологической проблемы и экологических проблемах России;

- о состоянии компонентов природной среды своей местности;

- об изменениях во взаимоотношениях «Человек-природа»;

- о значении природы для человека; о понятиях качество жизни, качество среды;

- о проблемах образа жизни и качества жизни человека;

- о понятиях экологической безопасности, экологического мониторинга.

В результате освоения программы у учащихся будут сформированы умения и навыки:

- проведения самостоятельных наблюдений в природе;

- сравнения природных объектов и нахождения в них существенных отличительных признаков;

- составления экологической характеристики места жительства;

- определения источников загрязнений в городе, микрорайоне, у себя дома;

- оформления исследовательских работ.

Особые условия проведения

Для реализации программы особых условий не требуется

Материально-техническая база

1. Учебный кабинет.

2. Учебные столы и стулья.

3. Широкий ассортимент канцелярских принадлежностей.

4. Бумага (А4, ватман).

7. Презентации, иллюстрирующие теоретический материал.

8. Набор лабораторного оборудования.

9. Природный материал для проведения исследований.