Экомониторинг

Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предполагает проведение со школьниками разных классов краткосрочных экологических практикумов на природе. В процессе работы, учащиеся овладевают навыками научно-исследовательской деятельности, знакомятся с реальными, живыми объектами природы, учатся самостоятельно познавать явления и процессы, происходящие в природе, а также влияние человеческой деятельности на естественные экосистемы. Специфика предполагаемой деятельности состоит в том, что нужно привлечь ученых - специалистов в данной области исследования, вывести в район полевого сбора и организовать работу в полевых условиях. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое, осваивают современное оборудование для экологических исследований. Материал курса программы тесно связан с учебными предметами. Педагог, ведущий курс программы, должен тесно сотрудничать с учителями предметниками. Корректировать как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучающихся. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома. Она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.

Данная программа формирует исследовательские умения учащихся, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую, а педагогам позволяет обогатить преподавание биологии и географии изучением реальных объектов в естественных условиях существования.

В программе «Экомониторинг» используется технология модульного обучения. Каждый из четырех модулей программы - это самостоятельный раздел, состоящий из автономных тем. Каждый модуль позволяет получить знания в каком-либо направлении современной экологической науки.

Содержание тем охватывает наиболее глобальные вопросы современной науки в области естествознания, экологии, природопользования и охраны природы. В рамках программы обучающимся предлагается освоить геоинформационные технологии, методы статистической обработки данных, методы проведения экологических исследований, принципы экологического проектирования.

Программа охватывает различные виды деятельности, в том числе: познавательную, социально-коммуникативную, поисково-исследовательскую, проектную, практическую природоохранную, а также предусматривает выполнение заданий на творческом уровне - исследовательские работы и проекты выполняются обучающимися индивидуально и в составе рабочих групп.

Образовательный процесс по программе организован таким образом, что у обучающихся остаётся большая свобода творчества, а результаты освоения предполагают наличие двух компонентов: творческого (поиск, исследование, постановка проблемы, поиск способа её решения) и получение продукта - то есть готового решения экологической проблемы.

Активное творческое участие обучающихся в образовательном процессе заложено за счет чередования в учебном процессе теории и практики, а также включения в учебный процесс таких видов занятий как беседа, ролевая игра, экскурсия, акция, круглый стол, анкетирование, экологический праздник, тренинг, дискуссия, практическая работа, профориентационное тестирование, конференция, подготовка и защита исследовательских работ.

Программа предполагает применение разнообразных средств обучения, открывающих дополнительные возможности для изучения сложных процессов и явлений природы, проведения экологического мониторинга и оценки качества сред обитания. Так, применение мини-экспресс- лабораторий позволяет значительно расширить область научных исследований и доступных тем для проектирования. Как результат освоения полученных знаний - подготовка учебно­исследовательских работ, обучающихся на конкурсы различного уровня.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что в процессе её реализации, обучающиеся овладевают знаниями, умениями, навыками, которые направлены на освоение основных принципов экологии, выявление современных экологических проблем, нахождение экологического равновесия между природой и нашей цивилизацией, а также на


охрану природы и рациональное природопользование

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база