ДОП Музыка и окружающий мир

    «Музыка и окружающий мир» – одна из учебных дисциплин в системе музыкального образования, изучаемая в детских музыкальных школах и школах искусств и направленная на эстетическое, духовно-нравственное развитие детей. Его изучение способствует развитию музыкального вкуса и росту общей культуры учащихся, содействует их разностороннему гармоничному развитию, подготавливает к самостоятельному общению с классической музыкой.

    В процессе изучения данного предмета учащиеся приобщаются к различным видам творческого труда, совершенствуют свой художественный вкус, учатся слушать музыку избирательно, заучивают определённые понятия и термины, учатся думать и высказывать своё отношение к прослушанным произведениям.
    Опираясь на опыт общения с музыкой во время уроков игры на инструменте, уроков совместного музицирования и Забавного сольфеджио, музыка и окружающий мир, в свою очередь, способствует успешному владению исполнительскими и слуховыми умениями.

    Педагоги

    Соловьёва Любовь Ивановна, преподаватель высшей квалификационной категории

    Содержание программы

    2 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год

    3 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год

    4 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год

    5 класс – 1 час в неделю, 35 часов в год

    Цели программы

    Целью учебного предмета «Музыка и окружающий мир» является создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей, предпосылок для музыкального и личностного развития учащихся, а также выявление одарённых детей в области музыкального искусства и подготовку их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы.

    Результат программы

    В результате освоения программы по предмету «Музыка и окружающий мир» обучающийся должен получить:
    • первичные знания о роли и значении музыкального искусства в
    системе культурного, духовно-нравственного развития человека,
    • знание творческих биографий зарубежных и отечественных
    композиторов, различных исторических периодов, стилей, жанров и
    форм от эпохи барокко до современности;
    • навык исполнения на музыкальном инструменте тематического
    материала пройденных музыкальных произведений;
    • навыка по выполнению теоретического анализа музыкального
    произведения – формы, стилевых особенностей, жанровых черт,
    фактурных, метроритмических, ладовых особенностей;
    • знания основных исторических периодов развития зарубежного и
    отечественного музыкального искусства во взаимосвязи с другими
    видами искусств (изобразительного, театрального, киноискусства,
    литературы), основные стилистические направления, жанры;
    • знание особенностей национальных традиций, фольклорных
    истоков музыки;
    • знание профессиональной музыкальной терминологии;
    • умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о
    творчестве композиторов;
    • умение на слух определять фрагменты того или иного изучаемого
    музыкального произведения;
    • навыки по восприятию музыкального произведения, умение
    выражать его понимание и своё к нему отношение, обнаруживать
    ассоциативные связи с другими видами искусств.
    В результате освоения программы обучающиеся должны уметь:
    • давать объективную оценку своему труду;
    • взаимодействовать в образовательном процессе с преподавателем и обучающимися;
    • осуществлять самостоятельный контроль за своей учебной
    деятельностью;
    • уважительно относиться к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам;
    • определять наиболее эффективные способы достижения результата

    Особые условия проведения

    Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает
    оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую,
    проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
    Виды аттестации по предмету «Музыка и окружающий мир»: текущая,
    промежуточная, итоговая.

    Материально-техническая база

    Занятия по предмету «Музыка и окружающий мир» проводятся в
    сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия).
    Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ (но не монолог) педагога, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.
    На каждом уроке необходимо повторять и закреплять сведения,
    полученные на предыдущих занятиях. Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей.
    Наиболее целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями педагога. На уроках зачастую невозможно прослушать или просмотреть произведение целиком, подобная ситуация предусмотрена учебным планом.
    Однако в старших классах целесообразно в пределах самостоятельной работы предлагать обучающимся ознакомиться с сочинением в целом,используя возможности Интернета.