В связи с тем, что каждый год усложняются и совершенствуются образовательные программы школьного обучения, возрастает необходимость своевременного и полноценного психологического развития ребенка в дошкольном детстве как одно из основных условий всестороннего развития ребенка. Одной из актуальных проблем современной школы является рост числа детей с ОВЗ, что является поводом для проведения усиленных мер по профилактике и предотвращению отклонений в психологическом здоровье детей дошкольного возраста. На сложившуюся сложную ситуацию в сфере семейного воспитания и образования сказываются переживания взрослых по поводу различных психологически травмирующих факторов: не стабильная экономическая ситуация в стране, а также скрытое одиночество; что приводит к возникновению не благополучных эмоциональных состояний в семье и дефициту общения родителей с детьми. По данной причине растет потребность в дополнительной профессиональной психологической помощи семье.
Актуальность данной Программы заключается в том, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сенситивным для развития многих психических процессов.
В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис (кризис 3-х лет). Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою индивидуальность и автономность, стремится к самостоятельности. Яркими проявлениями этого являются: негативизм, упрямство, строптивость.
В возрасте 4 – х лет у детей проявляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Основным видом деятельности становится игра.
В четырехлетнем возрасте у ребенка продолжают совершенствоваться все сенсорные функции. Идет активное развитие всех сфер психики ребенка. В этом возрасте появляется сюжетно-ролевая игра.
Все эти особенности развития и определяют цели и задачи Программы.
Отличительной особенностью Программы является то, что ее создание основано на комплексной программе психологических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик», которая является победителем Всероссийского конкурса программ комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста (2003). В Программе представлены комплексные тематические занятия, направленные на развитие интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной, личностной, волевой и познавательной сферы детей 3-5 лет. Каждое занятие построено в игровой форме, доступной и интересной детям. Данная Программа педагогически целесообразна потому, что её реализация содействует решению психологических проблем каждого ребенка и позволяет создать доброжелательную атмосферу в дошкольных коллективах.
Направленность Программы – социально-педагогическая. Программа по общему направлению деятельности относится к дошкольной и включает развитие познавательных и психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы, развитие мелкой моторики пальцев рук, формирование позитивной мотивации к обучению.
Новизна Программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении возраста от 4 до 7 лет, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики.