Занятия по программе помогают натренировать нейронные связи головного мозга, развивать скорость и качество мышления. Программа доступна для каждого ребенка и не требует наличие у него хорошо развитых математических способностей. Направленность программы – социально-педагогическая; Отличительные особенности программы: Каждое занятие по ментальной арифметики наполнено различными арифметическими заданиями. В процессе проведения занятий у обучающихся появляется реальная возможность проявиться, работая в зоне ближайшего развития каждого ребенка. Отрабатываются арифметические навыки.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Особенностью методики является то, что на каждом занятии дети считают при помощи специального инструмента - абакус. Счет производится пальцами обеих рук. Ассиметричная постановка пальцев по сути является упражнением для развития межполушарных связей (кинезиология- наука о развитии умственных способностей через движения). После закрепления умений считать при помощи абакуса, дети переходят на воображаемый абакус и решают примеры мысленно перемещая косточки. Это и есть ментальный счет, который позволяет решать примеры на большой скорости. Это происходит потому, что при счете в уме обязательно фиксируется промежуточный результат и только потом производится следующее действие, при ментальном счете ребенок перемещает косточки, выполняет все действия без остановки и только в конце считывает ответ.
Ментальный счет, по данной Программе, идет согласно четкого плана начиная с первого урока. Помимо новой темы на абакусе, на каждом уроке дети решают запланированную тему ментально. Работа по развитию ментального счета ведется систематически, что делает этот процесс наиболее легким для усвоения. Так же в программе предусмотрены упражнения для развития скорости письма - дети учатся быстро и правильно записывать числа, что является хорошей подготовкой для начала обучения в школе. На занятиях ребята выполняют специальные упражнения, которые развивают мелкую моторику, одновременно закрепляют новую тему и способствуют развитию скорости мышления. Они называются фундаментальными.
Программа составлена с учетом реализации мета предметных связей по разделам:
1. «Развитие речи». На занятиях используется прием комментированного показа арифметических действий. Использование на занятиях художественного слова: стихотворений, загадок математической направленности. Выполняя практические действия, дошкольники способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи.
2. «Ознакомление с окружающим миром». Для занятий подбираются сюжеты близкие опыту ребенка, что позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применить первые варианты обобщения.
3. «Сенсорное воспитание». Занятия способствуют усвоению знаний о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении.
4. «Музыкальное воспитание». Использование музыкальных подвижных игр, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
5. «Физическая культура». Использование физминуток, пальчиковой гимнастики, работа по охране зрения и предупреждению нарушения осанки.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы - развитие основных познавательных процессов (мышление, память, внимание, воображение), образующих интегральное качество личности.
Задачи программы
Обучающие:
· развитие концентрации внимания и скорости реагирования на поставленную задачу
· увеличение объёма долговременной и визуальной памяти;
· формирование вычислительных навыков;
· Обучение техникам устного счета;
· Воспитание чувства ответственности и уверенности в своих силах;
· Воспитание и развитие гармоничной, стрессоустойчивой личности ребенка.
Развивающие:
· Формировать у детей сенсорные способности в разных видах деятельности;
· ·Развивать общую и мелкую моторику рук;
· Развивать зрительно-моторную координацию;
· Развивать прослеживающую функцию глаза;
· Развивать зрительное внимание, образное и логическое мышление;
· Развитие воображения, творческого мышления;
· Развивать воображение.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к математике, счету.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
• Вызвать желание довести начатое дело до конца и добиваться результата, несмотря на возникшие трудности.