Занятия по художественному труду направлены на развитие творчества. Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Программа занятий построена таким образом, чтобы у детей развивались творческая активность, проявлялся интерес к занятием ручным трудом, формировались практические навыки. В программу занятий включены разделы с бумагой и пластилином в различных техниках исполнения: мозаика, аппликация, оригами, пластика, торцевание и др., что позволяет расширить представление детей о художественных возможностях этих материалов. Весь программный материал подобран с учетом развития и возрастного уровня детей дошкольного возраста. Главное место в обучении отведено практической работе, где дошкольники последовательно осваивают отдельные приемы изготовления поделок, приобретая навыки ручного труда. Большое внимание в программе уделяется бережному и экономному отношению к используемому материалу. Программа рассчитана не только на то, чтобы дать обучающимся необходимые знания и умения и научить детей с удовольствием мастерить, но и через занятия художественным трудом развить у детей интерес к другим предметам, гибкость мышления, логику, познакомиться с различными геометрическими фигурами, основными цветами, окружающими предметами. Для поддержания интереса к занятиям используются игровые ситуации, что способствует развитию детей, обеспечивает положительный эмоциональный настрой на учебную деятельность. В программу занятий включены сказки, загадки и стихи, что помогает развить воображение, умение слушать и понимать собеседника, повысить познавательную активность и словарный запас. Для более успешного освоения материала на занятиях используются: наглядные средства обучения - образцы и готовые изделия. Используются различные формы и методы проведения занятий по предмету, которые могут строиться по следующему примерному плану: Создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, стихи; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи); Объяснение нового материала и задачи занятия (рассматривание и ощупывание предмета, показ приемов изображения); Самостоятельная работа; Доработка работы дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали); Рассматривание выполненных работ или экспресс - выставка работ и комментарии к ним. Во время каждого занятия проводятся физкультминутки, как форма отдыха во время малоподвижных занятий, а для удержания работоспособности - пальчиковые игры. Для активизации творческой активности детей на занятии используются индивидуальное и коллективное творчество, а также следующие методы и приемы:
наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстраций, демонстрация, просмотр презентации);
словесные (рассказ, сказка, беседа, художественное слово, объяснение, вопросы);
практические (показ образца и выполнения последовательности работы, физкультминутки, педагогическая оценка);
игровые методы (создание игровой ситуации).