В общенациональной программе развития воспитания в РФ до 2020 года
важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных
представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное
поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического
воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной
жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в
общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
В Концепции модернизации российского образования на период до 2020
года указывается, что «образовательная организация должна формировать
опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности
обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное
качество содержания образования».
Именно первую группу и составляют политические и социальные
компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя
ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать
конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и
улучшении демократических институтов.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и
изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало
появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское
движение может стать одной из форм вовлечения подростков в социальную
активность, средством формирования политической и социальной
компетенции подрастающего поколения.
Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из
основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно
выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности
подростка навязанной извне.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ No 273),
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
29 августа 2013 г. No 1008 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. No 1726
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 No09-3242. Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ.
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей».
Устав ОГБПОУ «Ульяновский техникум питания и торговли»
Локальные акты учреждения.
Актуальность программы
Стремительные политические, социально-экономические изменения,
происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к
организации самого учебно-воспитательного процесса в средней школе, так и
к содержанию образования.
В период стремительной глобализации и информатизации жизненного
пространства, засилья рекламы и подмены ценностей, подросток каждый
день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить
здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и
собственном приобретённом опыте.
Отличительные особенности программы
Программа объединения «Волонтёрский отряд «Позитив» направлена на
формирование у обучающихся активной жизненной позиции, ценностей
семьи и здорового образа жизни.
Адресат программы, сроки освоения программы
Средний возраст обучающихся – 16 - 22 лет. У обучающихся этого возраста
развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки,
пространственное мышление, формируется жизненный опыт, жизненная
позиция. Количество обучающихся в группе 15 человек. Режим работы – 2
раза в неделю по 2 часа. Работа объединения организована на базе ОГБПОУ
УТПиТ.
Форма обучения и виды занятий
В процессе реализации программы используются различные методы
обучения: информаторий, круглый стол, беседа, форсайт, ролевая игра, кейс
метод и метод проектов.