Для подростков в возрасте от 15 до 18 лет характерно достижение
самых высоких темпов развития физического потенциала в целом. Наиболее
интенсивны в этом возрасте рост силовых показателей, выносливости и
совершенствование двигательных координации. В связи с этим основными
направлениями в области физической подготовки являются повышение
уровня силы и выносливости. Не менее важным является достижение
подростками высокого уровня координации движений, прежде всего, в
области туристской техники, а также и при освоении военно-прикладных
упражнений.
В психической сфере для этого возрастного периода характерным
является стремление к неординарным поступкам, жажда состязаний, тяга к
творчеству. У юношей и девушек складываются основные черты личности,
заканчивается формирование характера. Их поведение отличается
сознательной критической установкой, стремлением выработать собственное
суждение. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков
приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и
потребностей молодых людей этого возраста стабилизируются, выявляются и
закрепляются индивидуальные особенности и черты личности.
Целью и приоритетным направлением на данной ступени обучении
является привитие умений и первоначальных навыков, позволяющих в
условиях непредвиденных экстремальных ситуаций осуществлять грамотные
действия по самоспасению. В связи с этим основными блоками программы
становятся, прежде всего, туристская подготовка, ориентирование, а также
физическая и медицинская подготовка.
На данном уровне подготовки большое внимание отводится привитию
первоначальных навыков выживания в условиях природной среды, что
нашло отражение в блоках «Туризм» и «Ориентирование».
Учитывая тягу молодых людей этого возраста к состязательности,
романтике и высокую степень социализации личности, в программе
запланированы внутрикружковые соревнования, типа «преодоления
спортивно-туристической полосы препятствий», проведение поисково-
спасательных работ, а также участие в соревнованиях, проводимых среди
учащихся профессиональных учебных заведений города и области.
В данный возрастной период завершается развитие центральной
нервной системы. Непосредственным результатом этого процесса
оказывается достижение высокого уровня совершенства анализаторно-
интегративной деятельности коры головного мозга. Возрастает подвижность
нервных процессов. При этом продолжает оставаться некоторый дисбаланс
соотношения возбуждения и торможения. Возбуждение ещё несколько
преобладает над торможением. Поэтому при проведении занятий и
тренировок необходимо уделять большое внимание технике безопасности
как во время учебно-тренировочных занятий в кружке, так и во время
различного рода соревнований.
Учитывая высокую степень самостоятельности и организованности юношей
и девушек, на этой ступени подготовки более широко используются
различного рода домашние задания в виде ежедневных физических
тренировок, изготовления и ремонта туристского снаряжения, подбора и
изучения специальной литературы и т.п.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
Конституция РФ
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. No 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ No 273)
Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации» национального проекта «Образование» (далее – федеральный
проект, проект «Патриотическое воспитание) реализуется в период с 2021
по 2024 годы. Федеральный проект направлен на укрепление
воспитательной составляющей системы образования, будет способствовать
всестороннему духовному, нравственному и интеллектуальному развитию
детей и расширит их участие в принятии решений, которые затрагивают их
права и интересы.
Федеральный закон от 31.07.2020 No 304 ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по
вопросам воспитания обучающихся»
Указ Президента РФ от 21.07.2020 No 474 «О национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года»
Указ Президента РФ от 02.07.2021 No 400 «О стратегии национальной
безопасности Российской Федерации»
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 No 996 «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года»