Экологическое образование не является чем-то принципиально новым в мире.
Необходимость воспитания в человеке бережного отношения к природе и её ресурсам
осознавалось издавна.
Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания
и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и
умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное
отношение к окружающей социально-природной среде.
Основная идея «натуралистического» подхода в экологическом образовании -
необходимость показать обучающимся природу «изнутри», в возможно большей степенью
подробности и «при максимальном увеличении».
Современные условия жизни характеризуются гуманизацией образовательного процесса,
обращенного к личности обучающегося, развитию лучших его качеств, формированию
разносторонней и полноценной личности, реализация которых объективно требует качественно
нового подхода к обучению и воспитанию студента, организации всего образовательного
процесса. Обучение и воспитание должны быть развивающими, обогащающими обучающегося
знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и
способности.
Актуальность программы.
Среди множества стоящих перед человечеством глобальных проблем одной из
наиболее острых является проблема защиты окружающей среды, сохранения её для
будущих поколений. Одним из путей формирования экологической культуры обучающихся,
включающей в себя экологические знания, экологическое мышление, экологически
оправданное поведение является деятельность по освоению дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы «Экологический десант».
Актуальность программы обусловлена необходимостью формирования у обучающихся
экологического сознания – осознанного отношения к окружающей природной среде с целью
охраны и рационального использования природных ресурсов. Программа создаёт
необходимые условия для личностного развития обучающихся, их позитивной
социализации, для обеспечения духовно-нравственного, патриотического, трудового
воспитания обучающихся, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.
Педагогическая целесообразность.
Направленность программы естественнонаучная. Программа ориентирована на
расширение знаний обучающихся об окружающем мире и экологических проблемах,
формированию норм и правил экологического поведения, воспитания милосердия, любви к
природе и животным, защите природных ресурсов.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью дополнительной образовательной программы
«Экологический десант» является общение с природой, которое доставляет студентам огромную
радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца
открыты к восприятию красоты. Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень
полезны и необходимы для обучающихся. Свежий воздух, красота окружающей природы
оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье. Эти занятия развивают их физические
возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.
При общении с природой ребята становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются
чувства дружбы и взаимопомощи.
Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их
изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение.
Обучающиеся учатся следовать закону «не навреди».
Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы
с ним. Выполняются и посильные экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса
от мусора. Такая работа способствует воспитанию чувства ответственности за сохранность
окружающей природы, бережного отношения к ней.
Программа предусматривает применение в образовательном процессе современных
педагогических технологий, способствующих сохранению здоровья обучающихся, активизации
познавательной деятельности, креативности мышления, формирования личностных качеств.
Возраст обучающихся, участников программы и их психологические особенности
Дополнительная программа ориентирована на работу с детьми 16 лет. Программа
предусматривает возможность обучения в одной группе детей разных возрастов с различным
уровнем подготовленности. Программа предполагает освоение видов деятельности в соответствии
с психологическими особенностями возраста адресата программ.
Объём и сроки освоения программы.
Продолжительность образовательного процесса – 1 год. Обучение по программе
рассчитано на 36 рабочих недель. Продолжительность реализации программы– 144 часа.
Недельный объем: обучения – 4 часа в неделю по 45 минут.