Образовательная программа реализуется в МБОУ «Гимназия № 13» в рамках детского технопарка «Школьный Кванториум».
Программа имеет естественнонаучную направленность. Освоение ее содержания способствует формированию научной картины мира на основе изучения процессов и явлений природы, экологически ответственного мировоззрения, необходимого для полноценного проявления интеллектуальных и творческих способностей личности ребенка в системе социальных отношений.
Образовательная область настоящей программы - естествознание,
Уровень освоения программы – продвинутый.
Актуальность формирования экологической грамотности и экологически-ответственного поведения обусловлена, с одной стороны, нарастающими экологическими проблемами под действием различных факторов, вызванных, в том числе деятельностью человека (вымирание видов животных, изменения климата, дефицит природных ресурсов, загрязнение воздуха и воды и др.). С другой стороны, позитивной повесткой социально-экономических изменений в обществе, основывающихся на идеях «устойчивого развития». Включение вопросов формирования экологической грамотности и экологически ответственного поведения в содержание общего и дополнительного образования является общемировой тенденцией, определяемой возрастающей ролью образования для устойчивого развития. Экологическая грамотность является логическим компонентом образования в интересах устойчивого развития, связанного с ним внимания к различным взаимодействиям различных элементов окружающей среды, включает в себя человеческую деятельность, имеющую важное значение для достижения самодостаточного сообщества, сохраняющего ресурсы для будущих поколений.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предполагает проведение со школьниками разных классов краткосрочных экологических практикумов на природе. Работая с материалами, ребята учатся грамотно располагать данные, объединять разнородные объекты в единое целое, осваивают современное оборудование для экологических исследований. Материал курса программы тесно связан с учебными предметами. Педагог, ведущий курс программы, должен тесно сотрудничать с учителями предметниками. Корректировать как выдаваемый в курсе материал, так и деятельность обучающихся. Часть работы выполняется учениками самостоятельно дома. Она сводится к подбору тематических материалов и разработке заданий, которые предполагается оформить на компьютере.
Данная программа формирует исследовательские умения учащихся, включает школьников в активную познавательную деятельность, в частности, учебно-исследовательскую, а педагогам позволяет обогатить преподавание биологии и географии изучением реальных объектов в естественных условиях существования.
В программе «Экомониторинг» используется технология модульного обучения. Каждый из четырех модулей программы – это самостоятельный раздел, состоящий из автономных тем. Каждый модуль позволяет получить знания в каком-либо направлении современной экологической науки.
Содержание тем охватывает наиболее глобальные вопросы современной науки в области естествознания, экологии, природопользования и охраны природы. В рамках программы обучающимся предлагается освоить геоинформационные технологии, методы статистической обработки данных, методы проведения экологических исследований, принципы экологического проектирования.
Объем освоения дополнительной общеобразовательной программы:
Программа «Экомониторинг» модульная (включает 4 модуля), рассчитана на 1 год обучения, продолжительностью 144 часа.
Срок освоения программы: 1 год
Формы обучения: очная.
Наполняемость группы: максимальное количество обучающихся 15 человек
Формы занятий:
· коллективная (беседа, экскурсия, тренинг, практическая природоохранная деятельность, экологические акции, конкурсы);
· работа в микрогруппах (лабораторные работы, наблюдения за объектами природы, оформление результатов наблюдений, тренинг, работа над проектом и др.);
· индивидуальные (самостоятельные наблюдения за объектами природы, оформление результатов наблюдений, подготовка докладов и рефератов и др.).
При реализации программы используются в основном групповая форма организации образовательного процесса и работа по подгруппам, в отдельных случаях - индивидуальная.
Основными видами учебных занятий по программе являются следующие: комплексное занятие, практические занятия, ролевая игра, конференция, акция, круглый стол, тренинг, экскурсия.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Так как лабораторное оборудование рассчитано на выполнение практических занятий группами, а также учитывая возрастные особенности подростков, занятия проводятся в мини-групповой форме