Направленность программы техническая. Данная программа направлена на обучение детей 14-18 лет с целью пробудить у обучающихся интерес к соревновательной робототехнике. Программа формирует интерес к увлекательным проектам в инженерной сфере, изобретательству, участию в региональных конкурсах и соревнованиях в робототехнических направлениях.
В ходе образовательной деятельности обучающиеся смогут создавать роботизированные устройства, принимать участие в соревнованиях по робототехнике.
Новизна программы, в отличие от существующих программ по робототехнике, обеспечивается тем, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Соревновательная робототехника», реализуемая на базе детского технопарка «Кванториум», предоставляет возможность организовать образовательный процесс на основе установленных федеральным оператором требований, сохраняя основные подходы и технологии в организации образовательного процесса. В тоже время, педагог-наставник может наполнять программу содержанием в зависимости от имеющихся в Ульяновском регионе возможностей и тенденций развития экономики.
Также новизна программы состоит в том, что она направлена на ознакомление обучающихся с современными технологиями моделирования, конструирования, программирования, создания и использования робототехнических устройств. Все разделы программы предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта. Практические задания способствуют развитию у обучающихся творческих способностей, умению создавать собственные модели. Содержание программы предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, и соответствует программам стартового уровня. Учитывая возраст обучающихся, используется, в первую очередь, метод «Действия по образцу». Суть метода сводится к демонстрации поведенческой модели, которая и является примером для поведения, выполнения заданий и подражания в осваиваемой области. После ознакомления с моделью, обучающиеся отрабатывают её на практике.
Актуальность программы «Соревновательная робототехника» обусловлена тем, что внедрение технологий соревновательной робототехники в учебный процесс способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий. Занятия робототехникой дают хороший задел на будущее, вызывают у обучающихся интерес к научно-техническому творчеству, способствуют целенаправленному выбору профессии инженерной направленности. Программируемый робот, как новое средство обучения, может улучшить качество образовательного процесса, повысить интерес обучающихся к обучению в целом и к отдельным предметам, тесно связанным с робототехникой.
Использование конструктора LEGO EV3 позволяет создать уникальную образовательную среду, которая способствует развитию инженерного, конструкторского мышления. В процессе работы с LEGO EV3 обучающиеся приобретают опыт решения как типовых, так и нешаблонных задач по конструированию, программированию, сбору данных. Кроме того, работа в команде способствует формированию умения взаимодействовать с другими участниками образовательного процесса, формулировать, анализировать, критически оценивать, отстаивать свои идеи.
Содержание программы знакомит обучающихся с образовательной
робототехнической платформой Lego Mindstorms EV3. Набор состоит из традиционных пластиковых деталей LEGO Technic, а также включает электронные сенсоры, сервомоторы и микрокомпьютер EV3. Обучающиеся получают навыки конструирования, программирования, осваивают соревновательные дисциплины, знакомятся с соревновательным движением в Ульяновской области и в России. Занятия робототехникой способствуют развитию у детей критического мышления, развитию всех видов мыслительных процессов: восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика. Освоение данного курса позволяет сформировать начальные компетенции в области робототехники, позволяет развить интерес к данному виду деятельности, создает базу для дальнейшего понимания и изучения как изученных, так и других робототехнических платформ.