Музейное дело_24-25

В современных условиях жизни российского общества, переживающего трудности становления правового государства и формирования демократичной рыночной экономики, воспитание подрастающих поколений стало главным социальным и государственным приоритетом. Уже выросло поколение российских граждан, которое отказалось от отживших ценностей “строителей коммунизма”, а новые – “строителей демократии”, еще только формируемые общественным сознанием, не усвоило. Стоит ли винить современную молодежь в бездуховности, злости и жестокости? На чем опыте им учиться, кто может быть для них идеалом? Для правильного осмысления сложившейся ситуации и для необходимого воспитательного воздействия нужен “ключ”, положительный пример конкретных людей, таких же, как они сами, кому можно доверять, кто сталкивался с такими же проблемами и их преодолевал. Таким “ключом” в воспитательной работе школы может стать школьный музей, деятельность которого будет основана на принципах музейной педагогики.

Актуальность программы заключается в том, что для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы учащийся мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать еѐ руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему.

Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.

В связи со значительной утратой нашим обществом традиционно российского патриотического сознания большое значение приобретает использование сведений о героических событиях отечественной истории, достижениях края, города в науке, культуре производстве, как основы для патриотического воспитания подрастающего поколения. Воспитывая в детях любовь к малой родине, можно воспитать в них нравственность и патриотизм. Чтобы считаться патриотом мало любить свой край и гордится им, надо глубоко знать его историю. Только знания сделают нашу любовь к родному городу и краю деятельной, позволят сохранить и развить лучшие его традиции. Таким образом, воспитание любви к «малой родине» - одна из основных задач современного образования.

Новизна данной программы заключается в том, что специфика гражданского воспитания учащихся средствами музейной педагогики связана с формированием музейно-визуальной компетентности школьников. Именно она позволяет осуществлять музейно-коммуникационный анализ на основе широкого круга знаний об элементах зрительного образа, средствах и приемах композиционного решения экспозиции, ценности, свойств музейного предмета и его функций в экспозиции, а также знаний об отображаемом экспозицией явлении. Гражданское воспитание школьников средствами музейной педагогики позволяет полноценно и эффективно влиять на процесс формирования мотивационно-ценностного, интеллектуального, деятельностного, эмоционально-волевого компонентов гражданственности.

Предлагаемая программа стремится через образовательные и воспитательные возможности музейной педагогики познакомить учащихся с особенностями музейной работы, формировать и развивать музейно-визуальную компетентность, содействовать их приобщению к историческому наследию школы, поселка, Отечества, способствовать профессиональной ориентации учащихся среднего и старшего звена для определения будущей профессии. Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Школьный музей способствует осуществлению комплексного подхода к воспитанию учащихся на боевых, трудовых традициях народа в духе бережного отношения к памятникам истории государства, страны, школы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Музейное дело» - туристско-краеведческой направленности.

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Материально-техническая база