«Театр для всех» (НМ 2024)

  • ОВЗ

Сейчас приобретают всё большую популярность театры, в которых играют инвалиды. Особый театр формирует в общественном сознании отношение к инвалидам не только как к объекту социальной помощи, но как к людям, обладающим большим творческим потенциалом, ценным для всех членов общества. Особый театр – не имитация профессионального театра, он формирует новую эстетику, новую субкультуру, у которой есть особый зритель – зритель, готовый к расширению обыденных рамок восприятия.

 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие творческих способностей детей с НОДА, расширение их кругозора и получение компетенций в области театрального искусства. Она обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей школьников в художественно-эстетическом развитии и направлена на формирование и развитие творческих способностей обучающихся, выявление, развитие и поддержку талантливых детей.

Театральная деятельность помогает социальной и психологической адаптации, личностному росту детей с НОДА. Помогает активизировать затруднённые процессы общения, сделать их радостными и плодотворными. Постепенно приходит состояние равных возможностей и уверенности в своих силах.

У обучающихся по Программе будет возможность познакомиться ближе с миром театральных профессий, попробовать проявить себя в них, раскрыть свои способности, это поможет им найти своё место в жизни.

Сценическая деятельность базируется на единстве коллективного взаимодействия и максимальном творческом проявлении каждого исполнителя, это является основой саморазвития личности, способствует формированию активной жизненной позиции. Это делает данную программу актуальной в современных условиях.

 

Новизна Программы.

Новизна программы заключается в объединении

людей, не имеющих инвалидность и особых актёров – исполнителей, обладающих особыми психофизическими данными (обучающиеся с нарущениями опорно-двигательного аппарата (НОДА);

в использовании

эффективных образовательных технологий, способствующих творческой самореализации обучающихся (применение кейс-метода: исследование предложенной ситуации, сбор и анализ недостающей информации, обсуждение возможных вариантов решения проблемы, выработка наилучшего решения в условиях ограниченного времени и «чёрного кабинета»; проектные технологии, мультимедийные технологии);

традиционных и инновационных форм работы (мастер-классы, интегрированные занятия, участие в форумах, фестивалях, фестивалях особых театров «Протеатр», конференциях, интервью);

современных методов воспитания;

в объединении различных видов творческой деятельности (театральной, музыкальной,  анимационной,  звукомонтажа, технической  и т.д.);

в использовании полной темноты во время спектаклей («чёрного кабинета») и «зачаровывающего» освещения люминисцентными прожекторами, так называемым «чёрным светом». Этому театральному жанру, представления которого разворачиваются под покровом «чёрного света», дали название «чёрный театр». Актёры создают световые эффекты и игру света, невозможные в театре при стандартном освещении.

В программу включен профориентационный компонент: приглашение на занятия деятелей театрального искусства, профессиональных специалистов светотехников, звукооператоров, художников - оформителей для проведения мастер-классов, творческих встреч, а также экскурсии за кулисье театров.

Программа реализуется в сетевом взаимодействии с театрами, музеями, образовательными организациями высшего и среднего профессионального образования по актёрскому мастерству и профессиональным направлениям театральной деятельности.

 

Отличительные особенности Программы.

При создании программы учитывался тот факт, что театр - это синтез многих видов искусства: литературы, музыки, живописи, танца, пластики. В процессе обучения дети и подростки получают обширные и глубокие знания в этих областях. Занятия способствуют формированию у обучающихся общечеловеческих моральных норм и чувств, волевых качеств личности, уверенности, позитивных представлений о себе и своих возможностях, избавляют от чувства одиночества, неуспешности и социальной изоляции, эффективного взаимодействия с окружающими, вырабатывают навыки коллективного анализа. Программа даёт возможность каждому обучающемуся с разными способностями реализовать себя как в массовой постановочной работе, так и в сольном исполнении, выбрать самому из предложенного материала роль, персонажный или игровой театральный реквизит, элементы костюма, музыкальное сопровождение.

Педагогическая целесообразность Программы заключается в оптимальном сочетании теоретических и практических занятий, формировании как предметных, так и метапредметных компетенций, что обеспечивает максимальное усвоение данной программы.

 

преподаватели

Содержание программы

Цели программы

Результат программы

Особые условия проведения

Материально-техническая база