Программа ориентирована на повышение уровня профессиональной зрелости, развитие способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию, развитие способностей у подростков проявлять и оценивать свои возможности в практической деятельности через профессиональные пробы.
Дополнительность программы заключается в более полном применении практических навыков по формированию профессиональной зрелости обучающихся через организацию процесса самопознания и приобретения знаний, умений, компетенций, необходимых при планировании своей профессиональной карьеры, раскрытии своего образа «Я», что предполагает создание гибкой системы кооперации средней и старшей ступени школы и системы дополнительного образования для эффективного комплекса, обеспечивающего основу для успешной конкурентоспособности и мобильности выпускников.
Программа призвана создать образовательные условия и среду, содействующие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся.
Отличительной особенностью программы является организация учебного процесса на основе методических разработок «Мир профессий будущего» (https://kompas100.ru/mpb), «Профнавигатор. Цель» «Профнавигатор. Выбор» (https://macards.ru, https://mastertigr.ru), Бизнес-симулятор PIVOT (https://levellab.ru), «Моя профессия», «Проффорсайт» и других средств обучения и воспитания для создания новых мест дополнительного образования в виде деловых и интерактивных игр, в ходе которых у обучающихся формируются умения мыслить о будущем, видеть, как технологические и социальные процессы меняют мир вокруг нас и системно оценивать последствия разных событий на длинных временных горизонтах.
Новизна программы заключается в том, что профориентационная работа нацелена не только на выбор конкретной профессии, а на формирование неких универсальных качеств, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть профессионально мобильными.
Инновационность программы. В основе каждого раздела программы использованы инновационные технологии. В интерактивной форме с использованием игровой разработки «Я выбираю профессии» происходит знакомство обучающихся с профессиями из «Атласа новых профессий», который объединен с процессом проектирования своей профессиональной карьеры через создание профессионального проекта, включающего:
- оценку исходной ситуации (внутренних возможностей и потребностей человека, внешних предложений и требований);
- определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления внутренних возможностей и потребностей с внешними предложениями и требованиями,
- конструирования профессиональной сферы и вида деятельности из элементов спроса и предложения;
- анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего;
- построение конкретных шагов для достижения намеченной цели с учетом выявленных ресурсов и ограничений.